Плотность дорог в Ивановской области выше, чем в соседних регионах и намного выше, чем в целом по стране. При этом ежегодное обслуживание каждого нового километра дорог требует дополнительных расходов из Дорожного фонда, который не увеличивается.
На заседании областного правительства 19 апреля ивановский губернатор Коньков в очередной раз напомнил о поручении президента об удвоении строительства новых дорог. Заседание было посвящено открытию нового сезона ремонта и строительства дорог в регионе; по его итогам было заявлено, что поручение Путина к 2022 году Ивановская область выполнит.
Для этого необходимо реконструировать и построить 122 километра дорог. За предыдущие три года было реконструировано и построено 34 километра, в этом году запланировано еще 22 километра.
Задача удвоения строительства новых дорог на территории одной шестой части суши планеты Земля совсем не поражает масштабностью. Ведь речь идет не об удвоении протяженности дорог, а их строительства. Удивляет вселенская неконкретность задачи.
Прежде всего, в разных регионах разная плотность дорог и разная потребность в дорогах. Кому-то, возможно, их совсем не надо строить, а кому-то надо не удваивать, а утраивать и учетверять.
Вообще, что значит удвоение строительства новых дорог, что это за параметр или индикатор? Если в каком-то субъекте Федерации новых дорог строили по 100 метров в год, то им надо теперь строить по 200 метров? А где строили по 10 километров – теперь придется строить по 20 километров?
Хочется, но не могу называть вещи своими именами – президент все-таки.
Плотность дорог в Ивановской области (рассчитывается, как соотношение длины дорог с твердым покрытием к площади территории на тысячу квадратных километров) составляет 340 километров. Это один из самых высоких показателей и в России, и в ЦФО.
Для сравнения: вся страна – 70; Ярославская область – 264; Костромская – 130; Владимирская – 332; Московская – 709 километров.
Нет смысла приводить данные по Европе и США, где в разы лучше, поскольку мы живем в разных мирах.
Может быть Ивановской области не нужны новые дороги? Нет, конечно, нужны. Так же, как, например, нужны средние зарплаты не в 20, а, хотя бы в 30 тысяч рублей. Так же, как нужны работающие заводы, фабрики, Дворец спорта, футбольный клуб в высшей лиге, авиарейсы в Египет, Крым, Казань, Париж, Минск и Глазго. Дальше перечислять?
Нужно помнить или знать, что большая часть Дорожного фонда тратится не только не на строительство, но даже и не на ремонт дорог, а на их содержание. Каждый новый километр дороги – это дополнительный ежегодный контракт на ее содержание.
У нас проблема не с отсутствием дорог, а с их качеством и в более широком смысле – безопасностью дорожного движения. Это качество и долговечность покрытия, разделительные полосы и отбойники, освещенность, разметка, управление дорожным движением.
Разумеется, нужно строить новые дороги в областном центре. Только это ведь точечная работа в соответствии с реальными потребностями. И здесь есть вопросы.
А просто удвоение строительства новых дорог – это дикость какая-то.
Из интересного и нового на правительстве прозвучало не много. В докладе директора «Агентства капитального строительства Ивановской области» Максима Грошева было сказано, что в рамках строительного надзора в 2015 году был принято контрактов на 15 процентов меньше, чем в 2014 году. А муниципалитеты совсем не стремятся заключать договоры на строительный контроль, который осуществлялся по муниципальным дорогам только в шести районах области.
В связи с тем, что поставлена масштабная задача по удвоению строительства новых дорог, а Дорожный фонд не растет, то можно предположить, что строительный надзор по дорогам скоро и вовсе сойдет на нет. Иначе, нам (им) не справиться.
Вот, например, перечень Грошева по выявленным нарушениям:
– отступление от проектной документации по монтажу монолитных бетонных плит укрепления устоев моста через реку Уводь на автомобильной дороге Авдотьино–Беляницы–Курьяново (не укладывалась арматурная сетка, подрядчик ООО «ДСУ-1»),
– нарушение поперечного профиля на объекте «Ремонт дороги Верхний Ландех–Кромы» (подрядчик ОАО «Дормострой»),
– отклонение ширины покрытия дороги от проектной при ремонте дороги Шуя–Введенье–Горицы (подрядчик ОАО «Дормострой»).
Не знаю, случаен ли такой подбор нарушений, но обе компании контролирует Телман Фероян.
Ивановский мэр Хохлов сообщил о двух планах в сфере дорожного строительства в областном центре. Первый – это «Строительство моста через реку Уводь по улице Набережной и автодороги на участке от улицы Профсоюзной до улицы Рыбинской в Иванове». Конкурсная документация по выбору проектной организации уже подготовлена.
Второй – это строительство дороги, которая соединит улицу Окуловой и трассу Иваново–Родники. Рассматривается два варианта. Один – вдоль железнодорожных путей, не затрагивая железную дорогу и ее охранную зону, предполагающий вырубку участка леса. И другой – с устройством регулируемого неохраняемого железнодорожного переезда, в связи с этим направлено повторное обращение к руководству Северной железной дороги.
Автодорога Авдотьино–Минеево (часть так называемого Западного обхода), соединяющая улицу Минскую и улицу Революционную, согласно условиям контракта должна быть готова к 1 июля 2017 года. Как сообщил мэр Хохлов, в случае дополнительного финансирования, ввод объекта можно будет осуществить уже в 2016 году.