Правительство обсуждает возможность введения лицензирования в сфере деятельности такси и ограничения числа разрешений на извоз, а также обязанности агрегаторов и диспетчеров согласовывать цены с таксистами.
В помощь некоторой части ивановских таксистов, требующих повышения платы за проезд от диспетчерских служб, выступающих посредниками между пассажиром и перевозчиком, подоспела законодательная инициатива Минтранса России.
Еще в сентябре 2014 года Госдума приняла в первом чтении проект закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект был внесен группой депутатов, среди которых, например, депутат от «Единой России», избранный по квоте «Народного фронта» Вячеслав Лысаков – председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», с 2013 года председатель всероссийской политической партии «Автомобильная Россия».
В официальном отзыве правительство РФ сообщало тогда, что не поддерживает проект закона. Возможно, именно поэтому после первого чтения о документе практически забыли. Но сейчас вспомнили.
Как пишет РБК, редакции стали известны подробности поправок в проект закона, которые обсуждаются в правительстве РФ. Поправки разработаны Минтрансом в нескольких версиях. Правительство рассматривает самый жесткий вариант регулирования.
Предполагается, что онлайн-сервисы (диспетчеры) не смогут устанавливать тарифы на перевозку без согласования с перевозчиками – таксопарками или непосредственно таксистами. Сейчас агрегаторы и диспетчеры регулируют тарифы самостоятельно. При этом перевозчики, работающие по другим схемам, жалуются, что не могут конкурировать с ценами агрегаторов.
Минтранс считает, что любые службы такси должны тщательно выбирать контрагентов – таксомоторные парки и частников. Агрегаторы и диспетчеры должны проверять у них разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и документы о праве на предпринимательскую деятельность. Сейчас законодательство этого не требует.
Также поправки предполагают ответственность агрегатора и диспетчера перед пассажирами за качество услуги.
Возможно, самое главное, касающееся непосредственно таксистов. Минтранс предлагает ограничить максимальное количество выдаваемых разрешений на извоз. В случае если желающих оказывать услуги такси будет больше установленного числа разрешений, то проводить аукционы.
Лицензии, по версии перевозчиков, помогут оградить рынок от недобросовестной конкуренции.
В целом, принятие поправок приведет к резкому росту стоимости услуг такси. Причем, самим таксистам от этого роста достанется не так уж и много, так как возрастут и их собственные расходы, чтобы соответствовать новым требованиям, которые здесь полностью не приведены.
На 25 апреля назначено согласительное совещание в правительстве по проекту поправок, на котором должны присутствовать представители Минтранса, Минэкономразвития, Минюста, правительства Москвы и тройки крупнейших онлайн-агрегаторов – «Яндекс.Такси», Gett, Uber.
Один из авторов законопроекта Вячеслав Лысаков назвал проект Минтранса «сырым» и заявил, что у депутатов есть принципиальные разногласия с целым рядом норм. Лысаков готовит свою версию поправок.
В любом случае, очевидно, что рынок услуг такси ожидает серьезное регулирование, в результате которого качество услуги, возможно, станет выше, и совершенно точно дороже.