В богатой Швейцарии еще только думают и спорят, а в бедной Ивановской области безусловный базовый доход – это норма жизни.
Прошедший в Швейцарии 5 июня пусть и неудачный референдум о введении безусловного основного или базового дохода на первый взгляд кажется либо сказкой, либо безумством зажравшихся швейцарцев.
В любом случае, для жителей России обсуждение гарантированный выплаты каждому жителю части национального богатства вне зависимости от возраста, образования, пола, вероисповедания и занятости находится за пределами существующей реальности.
Между тем, идея безусловного базового дохода обсуждается и экономистами, и политиками уже несколько десятилетий. В Финляндии и Канаде проводятся эксперименты по его внедрению. И, судя по всему, рано или поздно идея будет реализована в масштабах какой-либо страны или даже стран, а не только как эксперимент.
Хотя, надо сказать, что именно Россия, как ни покажется это странным, более всех продвинулась в реализации идеи безусловного базового дохода.
Еще немного теории. Надо понимать, что на Западе довольно мало бесплатных услуг, гарантированных государством. Введение безусловного базового дохода – это с одной стороны усиление социальной роли государства, с другой – снижение социальных расходов, так как поставщики социальных услуг, если их финансирует не государство, а непосредственно потребитель, станут более эффективными.
Безусловный базовых доход в определенной мере можно назвать монетизацией льгот, которая была предпринята в России несколько лет назад. В нашей стране существует бесплатное всеобщее среднее образование и здравоохранение. Социальное обеспечение большого количества разного рода групп населения также бесплатно.
Де-факто, у нас существует безусловный базовый доход, только предоставляется он не в денежной, а в натуральной форме. Соответственно, есть большое расстояние между потребителем безусловного дохода и поставщиками услуг. Не больной влияет на больницу, а некое обезличенное государство или конкретный чиновник, который этой больнице платит деньги.
Для примера рассмотрим величину безусловного базового дохода в Ивановской области.
Образование, социальная поддержка, жилье и здравоохранение (включая бюджет Фонда обязательного медицинского страхования) – это в текущих ценах примерно 28,5 миллиарда рублей в год за счет государства.
Сюда же можно включить дотации муниципалитетам из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности – 4 миллиарда рублей; а также обслуживание госдолга в 1,8 миллиарда рублей, так как он образовался по причине необходимости социальных расходов.
Итого жители Ивановской области без всякого референдума имеют безусловный базовый доход 34,3 миллиарда рублей в год. Или 34 тысяч рублей в год на каждого жителя. Или чуть более 2800 рублей в месяц.
Удивительно, но факт, если каждый работоспособный житель Ивановской области делал бы раз в месяц взнос в размере примерно 6 тысяч рублей, но население само бы могло финансировать всю систему здравоохранения, образования и социальной поддержки. И при этом каждый потребитель услуг уже был бы не в роли просящего милостыню, а полноправного покупателя. На рынке социальных услуг возникла бы конкуренция.
Вопрос: что лучше и эффективнее – тратить этот безусловный базовый доход через чиновников (годовое содержание исполнительных органов власти Ивановской области составляет 1,2 миллиарда рублей в год) или выплачивать его непосредственно жителям?
Представляете, что останется от бюджета Ивановской области, от бюрократического аппарата и стоимости его содержания, если ввести безусловный базовый доход?
Бюджет будет не 30 миллиардов, а всего 5. Из бюджета будет финансироваться только ремонт дорог, уборка улиц, учреждения культуры и кинофестиваль «Зеркало». Порядка 90 процентов чиновников можно будет уволить.
Разговор о безусловном базовом доходе и форме его предоставления это не отвлеченная тема для богатых европейцев, а суровая реальность. При чем для нас гораздо более актуальная, чем для жителей Швейцарии.