У власти на все проблемы и на все случаи жизни один универсальный ответ – провести дополнительные проверки.
В 4 часа утра 6 ноября в Иванове в доме № 63Б на улице Минской произошел взрыв бытового газа в квартире на первом этаже. В кирпичном двухэтажном доме с тремя подъездами полностью разрушены несколько квартир. Дом восстановлению не подлежит.
В результате трагедии погибли шесть человек, четверо пострадавших находятся в больнице, один из них в крайне тяжелом состоянии.
8 ноября объявлен в Ивановской области днем траура.
Чуть более месяца назад, 4 октября в Ивановской области, в поселке Ильинское-Хованское в жилом двухэтажном доме также произошел взрыв бытового газа в одной из квартир. Погибли три человека.
В обоих случаях следственное управление Следственного комитета РФ по Ивановской области возбудило уголовное дело по части 3 статьи 238 УК РФ – «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц» (до 10 лет лишения свободы).
Однако спустя несколько часов после взрыва на Минской 6 ноября руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин передал расследование уголовного дела в центральный аппарат СК РФ. Возможно, причиной тому послужило то, что в регионе это уже вторая трагедия за месяц, а недавно президент Путин обратил внимание на ситуацию с безопасностью бытового газа после взрыва в Рязани.
Обращает внимание формулировка официального сообщения СК: «Следователям предстоит оперативно и жестко в рамках закона разобраться не только в обстоятельствах таких происшествий, установить конкретных виновников, но и выявить причины и условия, способствовавшие преступлению. Возможно, это поможет избежать таких трагедий впредь».
Очевидно, что в самое ближайшее время в Иванове пройдут задержания и аресты. Возможными фигурантами будут сотрудники управляющей организации, газовых служб и городской администрации.
Кстати, нужно вспомнить, что глава Ильинского района Андрей Кондратьев устроил после взрыва дома в поселке Ильинское-Хованское форменную истерику на тему, что журналисты как-то не так освещают. Это понятно, так как глава местного самоуправления в данном случае – это первый кандидат на то, чтобы стать фигурантом уголовного дела.
Теперь же после заявления СК РФ, расследование в Ильинском пойдет однозначно более «оперативно и жестко».
Главное – это если не избежать, то хотя бы минимизировать возможность повторения подобных трагедий в будущем. Впечатляет реакция областного руководства на этот счет (из официального релиза):
«Губернатором Ивановской области Павлом Коньковым даны поручения в максимально короткие сроки организовать и обеспечить осуществление дополнительных проверок внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на объектах жилого фонда, расположенных на территории Ивановской области».
А зачем? Чтобы получить еще один отчет о том, что соответствующие службы проверили соответствующее оборудование, нарушений либо не выявлено, либо они устранены, но в некоторые жилые помещения допуск был закрыт.
Здесь уместно провести аналогию с безопасностью дорожного движения. Трагедии и смерти на дорогах также не ставят вопрос о запрете собственно дорожного движения, но ставят вопрос о системной работе по усилению безопасности.
Это запреты, контроль, состояние и конструктивные особенности дорог. В любом случае, все меры находятся в публичном пространстве – вся и всё подлежит регулированию и контролю.
Прямо противоположная ситуация с бытовым газом – вся и всё находится в личном пространстве граждан, куда нет доступа.
Если у владельца газового оборудования в многоквартирном доме что-то не в порядке, то он и не пустит к себе никаких проверяющих. Проверка газового оборудования в жилых помещениях невозможна без доброй воли жильцов. Даже если эта добрая воля присутствует в 99 процентов случаев, то оставшегося одного процента достаточно для периодических, системных трагедий.
К тому же, всегда нужно учитывать коррупционную составляющую в отношениях потребителя и конкретного представителя газовой организации или контролирующего органа.
Всё, что связано с бытовым газом, де-факто – монополия Газпрома и его многочисленных дочерних и зависимых компаний. Это вещь в себе, государство в государстве.
Монополизм в данной сфере – это дополнительный фактор безопасности и профессионализма специалистов или наоборот?
Наверное, сегодня уже всем становится очевидным, что необходимы системные решения, которые максимально снижают роль человеческого фактора.
Прежде всего, качество оборудования. Чем оно новее, тем оно безопаснее. И по используемым технологиям, и по долговечности материалов, и по решению отдельных персон и организаций, которые могут продлять срок эксплуатации оборудования.
Как заставить граждан использовать самое безопасное оборудование, а также периодически его модернизировать и менять? На данный момент – никак.
Существующая тарифная и ценовая политика Газпрома и органов власти создает стимулы для НЕзамены и НЕпокупки нового и безопасного оборудования.
Необходима тарифная система, которая бы стимулировала потребителя на использование все более качественного оборудования. Необходимы прямые бюджетные программы, стимулирующие потребителя на замену оборудования.
Также необходимо понимать, что в таких районах города как улица Минская и в таких домах существующая общегородская система отопления и горячего водоснабжения стимулирует граждан на установку газовых котлов любыми методами, вне зависимости от соображения безопасности или наличия разрешений газовых служб.
Отсюда, кстати, и тот самый человеческий фактор – получить разрешение за деньги криминальным образом. Или получить легально, но за очень большие деньги.
Это и есть системный подход, который, вроде бы даже на поверхности, но нет стимула им заниматься. Потому что, во-первых, власть, даже в случае гибели людей реально ответственности не несет; во-вторых, для монополиста решение проблемы с безопасностью чревато снижением легальной и серой прибылей.