«Пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то, голова пухнет. Взять все, да и поделить»
Комплекс зданий на территории 26 тысяч квадратных метров вдоль набережной Уводи с узнаваемым силуэтом водонапорной башни с водруженной сверху красной звездой, будет поделен поровну между двумя владельцами.
Уж как они друг друга не понимают и так конфликтуют, что пришлось их физически разнимать – резать по-живому. Кому из них достанется башня со звездой решит ликвидатор, еще кое-где возможны очаги сопротивления сторон, но, тем не менее, история закончилась. История, которая, несомненно, украсит учебники по ивановскому краеведению и бизнесу.
Это вам не Бурылин с Гарелиным и разными прочими Куваевыми. И даже не одинокий Фрунзе в сквере напротив. Это Махонов с Блескиной. А дело было так.
Комплексом коммерческой недвижимости фабрики БТИ площадью 18350 кв. метров на земельном участке площадью чуть более 26 тыс. кв. метров до 2006 года владели Игорь Шутов и Александр Круглов. В июле 2006-го компанию, которой принадлежит земля и здания (ООО «БТИ-энерго») у них выкупили Андрей Махонов и Евгений Блескин.
В августе 2010 года Евгений Блескин умер, его долю в компании унаследовала жена – Ирина Блескина. И с тех пор у нее с Андреем Махоновым идет непрерывный корпоративный конфликт, который заключается в том, что Блескина фактически отстранена от управления и извлечения доходов от принадлежащего ей имущества – земли и недвижимости.
По словам Блескиной, она пыталась договориться с Махоновым о ведение совместного бизнеса, предлагала, что на место мужа придет старший сын и будет работать, на что Махонов, мол, сказал ей, что старший сын ему точно не нужен, а младшему предложил прийти работать чуть ли не подсобным рабочим. Блескина предлагала продать имущество и разделить деньги. На что Махонов говорил, что, мол, продаст, когда ему будет выгодно.
В суде Блескина пояснила, что в компании все зарабатывалось вместе с ее покойным мужем, и с этого семья жила очень неплохо. После смерти мужа в течение 7 лет она не получила ни копейки от деятельности предприятия. По ее словам, при первом же разговоре с Махоновым тот сказал ей: «Тебе здесь не принадлежит ничего».
Чтобы установить точную, рыночную стоимость имущества, Блескина заказала экспертизу, которую провел кандидат экономических наук, научный сотрудник Ивановского филиала РАНХИГС Дмитрий Маслов (экспертиза принята судом в качестве доказательства).
В соответствии с экспертным заключением, «рыночная стоимость активов ООО «БТИ-энерго» составляет 299,5 млн рублей и превышает их балансовую стоимость в 230 раз, что говорит о критической недостоверности баланса в части стоимости активов; предприятие обладает серьезным экономическим потенциалом, имущественный комплекс выгодно расположен в центральной части города Иванова на набережной реки Уводь, имеет хорошую транспортную доступность, находится в рабочем состоянии, соответствующем рыночным требованиям, обладает высокой инвестиционной привлекательностью».
В течение семи лет затяжного конфликта состоялись многочисленные суды, решения которых ни к чему не приводили и не восстанавливали права Блескиной на владение и управление имуществом. В конце концов, она обратилась в суд с заявлением о ликвидации предприятия как единственном способе разрешить конфликт, путем раздела имущества. Разумеется, Андрей Махонов утверждал, что никакого корпоративного конфликта не существует.
Арбитражный суд Ивановской области 23 июня 2017 года решил, что «учитывая конкретные фактические обстоятельства настоящего дела, единственным способом разрешения корпоративного конфликта двух акционеров, имеющих в обществе равное количество акций (по 50%), является прекращение корпоративных отношений путем ликвидации юридического лица».
Андрей Махонов может не согласиться с этим решением и обжаловать его. Но, судя по всему, это уже будет только вопрос времени.
Ирина Блескина предлагала суду в качестве ликвидатора, который разделит имущество поровну, кандидатуры четырех арбитражных управляющих: Соколова А.Г., Борзова П.И., Борзова И.Ю., Рябова А.А.
Суд, «учитывая стаж работы в качестве арбитражного управляющего 14 лет, проведение более ста процедур банкротства, не включение в реестр дисквалифицированных лиц, принимая во внимание высокий профессионализм», назначил ликвидатором и гарантом честного дележа Андрея Рябова. Ему пока дано полгода на решение этой нетривиальной задачи.