Результатом исполнения плана по развитию конкуренции должно стать не развитие, а снижение конкуренции в отдельных отраслях ивановской жизни.
Распоряжением губернатора Конькова утвержден План мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Ивановской области на период до 2019 года. Среди прочего предлагаются следующие меры в отдельных отраслях экономики и социальной сферы.
Предполагается развивать сферу частных детских садов. По итогам 2016 года доля детей в частных садах составила 1 процент. В этом году она должна вырасти до полутора процентов; к 2019 году – до 1,9 процента.
Основная проблема (причина низкой конкуренции) в этой сфере – недостаточная государственная поддержка (отсутствие налоговых льгот, льготной арендной платы и т. д.). Также планируется развивать конкуренцию и на рынке услуг отдыха и оздоровления детей.
Мало конкуренции, как следует из документа, на рынке медицинских услуг. Доля расходов ОМС (обязательное медстрахование) на частные клиники составляет 3 процента. В этом году необходимо достичь показателя в 4, а в 2018 и 2019 годы – 5 процентов.
Основная причина низкой конкуренции на рынке медицинских услуг – это низкие тарифы на оплату медицинской помощи.
Иными словами, у нас тут небольшая нестыковка между требованиями государства по развитию конкуренции и желанием государства оставаться таким же социальным. Упрячь все это в одну повозку невозможно без серьезных психологических проблем у ответственных чиновников.
В сфере культуры конкуренция пока нулевая, в прямом смысле слова. Доля расходов бюджета на культуру, распределяемых на конкурсной основе, составляет 0 процентов. План на текущий и последующие два года – 0,01 процента. Зачем такой план? А чтоб был, наверное.
В сфере ЖКХ, как ни удивительно, тоже еще не все хорошо с конкуренцией. О том, чтобы повысить конкуренцию на рынке вывоза и утилизации мусора ничего не говорится, оно и понятно, ведь областное правительство только что создало абсолютную монополию в сфере обращения с ТКО.
Конкуренцию же должно обеспечить создание «горячей телефонной линии» в Госжилинспекции. Также предполагается передать неэффективные государственные и муниципальные объекты ЖКХ в концессию частным предприятиям. Пока это 0 процентов, к концу нынешнего года должно быть 20 процентов, а дальше – все 100.
В сфере розничной торговли объявлена стратегия по развитию магазинов шаговой доступности. По итогам прошлого года их оборот составил 28 процентов об всего объема розничной торговли. В этом году ожидается провал до 20 процентов. К 2019 году восстановление до прошлогоднего уровня 28 процентов. За счет чего – непонятно. Никаких конкретных мер не названо.
Долю частных аптек предполагается поднять с нынешних 90 до 92 процентов к 2018–2019 годам.
В сфере пассажирского транспорта намечается, наоборот, снижение доли частных перевозчиков на межмуниципальных маршрутах с 96 до 95 процентов в этом году, и сохранение достигнутого в дальнейшем.
С нынешних 56 процентов до 62 процентов должна вырасти доля домохозяйств, имеющих возможность подключиться к интернету не менее чем у двух провайдеров.
На рынке синтетических волокон как будто все уже достигнуто. А количество семинаров и совещаний, содействующих развитию данного рынка, даже сократится с 21 в прошлом до 12 в этом году с постепенным ростом до 16 в 2019 году.
На рынке пищевой промышленности предполагается увеличить производство молока, сыра и сливочного масла без конкретных мероприятий по развитию конкуренции. При этом в качестве проблемы отрасли указано «недостаточная государственная поддержка». То есть предполагается не повысить конкуренцию ивановских производителей, а обеспечить им неконкурентное преимущество за счет увеличения бюджетных субсидий. Это совсем другая история.
Любопытно, что в разделе «Стимулирование новых предпринимательских инициатив» указано сокращение «количества выданных грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела» с 28 до 15. Здесь, видимо, также нашло свое отражение противоречие между государственными задачами по развитию конкуренции и по оказанию содействия развитию малого бизнеса. Так, извините, и до психбольницы можно доработаться.
В общем, с конкуренцией в Ивановской области, несмотря на появление «дорожной карты» по ее развитию, все как-то не очень понятно.