Лучшие показатели Ивановской области в разработке новых практик управления и стратегического планирования стали неожиданностью даже для группы экспертов аналитического фонда «Москва и регионы».
Фонд «Москва и регионы» занимается политическим анализом и консалтингом для структур федерального правительства в региональном разрезе. Сфера интересов фонда, в отличие от других аналитических служб и агентств, распространяется в первую очередь на адаптивные возможности субъектов Федерации, на способность глав регионов, бюрократического аппарата и в целом местных элит к реагированию на текущие вызовы и формированию, исходя из этого, долгосрочных планов и стратегий развития.
Разность экономического потенциала, обусловленная неравномерностью распределения природных ресурсов, тем более, в условиях сильной зависимости от международной конъюнктуры, не позволяет корректно сравнивать и оценивать эффективность региональных лидеров в парадигме существующих, стандартных наборов социальных, экономических, политических, финансовых и прочих индикаторов.
Именно поэтому, как полагают эксперты фонда «Москва и регионы», нужны принципиально новые, качественно другие параметры оценок. Иначе, вследствие аберрации, возникающей от экономических возможностей отдельных субъектов Федерации, не только искажаются, но и теряются вполне успешные административные, аналитические, организационные и прогнозные наработки тех регионов, которые, зачастую по вполне объективным причинам уступают более удачно «расположенным» регионам.
Причем дело не в абстрактной справедливости, а во вполне конкретных и успешных методиках так называемых «слабых» регионов. Реализованные в других субъектах Федерации такие методики и такой опыт управления могут дать значительный толчок развитию всей страны. Ведь, условно говоря, «почивая на лаврах», успешные регионы, их элиты теряют хватку в условиях низкой конкуренции за ресурсы и внимание федеральной власти.
Фондом «Москва и регионы» проведена кропотливая и весьма масштабная работа по изучению стратегий развития регионов, а также соотнесения целей к возможностям, реального опыта к изначально обозначенным проблемам.
В ходе исследования выяснилось, что сложные социально-экономические условия в тех или иных регионах не приводят с какой-либо неизбежностью к росту эффективности управления и прогнозирования. Иными словами, жизнь и тяжелые условия не заставляет многих региональных руководителей обязательно что-либо придумывать. Как правило, такие регионы просто плывут по течению, занимая позицию абсолютных потребителей.
Нежелание мирится с таким положением вещей, как ни странно, скорее, исключение из правил.
По итогам исследования всего комплекса управленческих систем, стратегий, с учетом соотношения «цена–качество» и коэффициентов объективных социально-экономических, географических и природных условий, безусловным лидером среди всех российских регионов неожиданно оказалась Ивановская область.
В итоговом докладе фонда «Москва и регионы» сказано, что толчком к кардинальным изменениям, связанным с повышением эффективности управления, стал приход в середине двухтысячных в регион команды Михаила Меня. Были заданы ориентиры не только в конкретных социально-экономических показателях, но и в амбициях чиновников и других субъектов, формирующих местные элиты.
Данные процессы являются априори весьма инерционными. Их настолько сложно разогнать, сколько и остановить потом. Авторы исследования не утверждают, что нынешнее состояние в регионе с учетом объективных возможностей его экономики это исключительно результат импульса, заданного командой прошлого губернатора. Новый губернатор Павел Коньков внес свое видение в развитие региона, и ему даже удалось многое, что не смог или не успел Михаил Мень.
Рекомендации, сделанные на основе обобщающего анализа опыта, прежде всего, Ивановской области и некоторых других субъектов Федерации, будут даны высшему руководству страны в форме отдельного доклада о лучших практиках стратегического планирования и управления в условиях ограниченных ресурсов. Последнее является особенно актуальным на фоне нарастающего противостояния с США и стагнации в отношениях с Западной Европой.