Через пять дней Ивановская область должна получить новую стратегию развития региона, механизмы ее реализации и новое имиджевое позиционирование. Как с этим справятся участники мероприятия не важно, важно, что мы будем этого ждать и помнить, что это должно было быть.
22 августа в Плесе открывается форсайт-кэмп по рынку FashionNet. Все форсайты проводятся под эгидой Агентства стратегических инициатив, наблюдательный совет которого возглавляет президент Путин.
Ежегодные форсайты пытаются формулировать некие концепции и долгосрочные планы развития отдельных перспективных отраслей экономики или рынков в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ).
НТИ также существует под патронатом Владимира Путина, который был инициатором программы в 2014 году. Основная цель НТИ – это обеспечить конкурентное, равноправное с точки зрения современных технологий и научных, промышленных, интеллектуальных возможностей положение России на глобальных рынках.
Для достижения поставленной цели решаются довольно расплывчатые задачи в рамках перечня рынков, которые необходимо активно осваивать – сейчас таких рынков девять. Важно, что рынок FashionNet, развитию которого посвящен форсайт этого года в Плесе, не входит в перечень.
Почему форсайт посвящен рынку, который не входит в число стратегически важных для страны? Неизвестно, но, судя по всему, благодаря лоббистским усилиям. Хотя, это несколько дискредитирует саму идею форсайтов и Национальной технологической инициативы.
Но также, возможно, именно поэтому форсайт этого года проводится в сниженном формате палаточного лагеря (форсайт-кэмп), а не как обычно – помпезно, дорого и красиво на теплоходах (форсайт-флот).
Понятно стремление организаторов и лоббистов нынешнего форсайта включить рынок FashionNet в НТИ, превратив перечень в десятку. Вот в какую компанию хотят попасть специалисты и любители рынка модной индустрии: AeroNet (воздушный транспорт); AutoNet (автомобильный транспорт); EnergyNet (энергетика); FinNet (финансы); FoodNet (пища); HealthNet (медицина); MariNet (морской транспорт); NeuroNet (нейрокоммуникации); SafeNet (безопасность).
Вообще, даже этот перечень из девяти рынков выглядит неубедительно с точки зрения сосредоточения национальных ресурсов на прорывных стратегических направлениях. Элементарно не хватит ресурсов. Пока все идет к тому, что изначальную идею успешно провалят, сведя все к банальной борьбе за средства государственных фондов поддержки.
В любом случае, нынешний форсайт по рынку FashionNet имеет свои локальные задачи, которые четко определены:
– Экономическая стратегия развития региона в изменяющихся условиях, перечень решаемых задач в долгосрочной и краткосрочной перспективе
– Выработка механизмов появления в российской провинции современных конкурентоспособных компаний
– Репозиционирование Ивановской области от текстильного края и молодежной столицы России к технологическому лидеру на рынке FashionNet.
Будет очень интересно познакомиться с документами и материалами по итогам форсайта, в которых перечисленные задачи будут отражены. Причем не просто отражены, а где они получат конкретное наполнение. Поскольку есть опасение, что правительство Ивановской области уже очень довольно прибытием форсайта в регион, и никаких реальных стратегий и механизмов уже не надо, так как их как-то придется реализовывать.
Если бы форсайт-кэмп просто объявили фестивалем, то есть мероприятием, которое ни к чему не обязывает, это было бы полбеды. Но теперь придется отвечать за результаты. То есть форсайт для ивановских чиновников начнется только после его завершения.