Критическое отставание показателей развития региональной экономики от среднестрановых уровней, низкая степень контроля над расходной частью областного бюджета.
В соответствии с государственным контрактом от 14 июля 2017 года с правительством Ивановской области в лице департамента финансов, Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) 1 сентября присвоило Ивановской области кредитный рейтинг BB-.
Присвоение кредитного рейтинга является обязательным условием для размещения государственных облигаций. Ивановская область планирует уже в этом году разместить облигации на сумму примерно в 7 млрд рублей (в зависимости от реальной цены продажи).
Продажа ценных бумаг (облигаций) Ивановской области является долгосрочной стратегией регионального правительства на замещение краткосрочных банковских кредитов. Окажется ли это выгоднее покажет цена размещения и, соответственно, стоимость обслуживания облигационного займа.
Присвоенный АКРА кредитный рейтинг Ивановской области по международной шкале относится к позиции «Рискованные обязательства с чертами спекулятивных». Правда, это в большей степени касается частных компаний. В российских условиях риски размещения средств в государственных облигациях не очень высоки. По крайней мере, невозможно представить дефолт по обязательствам субъекта Федерации, если не было дефолта по обязательствам Российской Федерации.
Впрочем, столь низкий кредитный рейтинг все равно должен негативно отразиться на цене размещения и объеме привлеченных средств. К тому же, он весьма красноречиво показывает состояние ивановской экономики и управления региональным бюджетом.
На данный момент АКРА присвоило кредитные рейтинги двенадцати регионам. Наивысший, ожидаемо, у Москвы и Санкт-Петербурга – ААА. Столь низкого рейтинга, как у Ивановской области (ВВ-) пока нет ни у кого.
АКРА приводит объяснение низкого кредитного рейтинга Ивановской области.
Кредитный рейтинг Ивановской области обусловлен критическим отставанием показателей развития региональной экономики от среднестрановых уровней, низкой степенью контроля над расходной частью бюджета, высокой долговой нагрузкой и достаточным уровнем ликвидности бюджета.
Критический уровень развития экономики области определяется структурой промышленного производства и отсутствием крупных производств с высокой добавленной стоимостью. По итогам 2013–2015 годов промышленное производство составило порядка четверти ВРП, остальная доля приходилась на сектор услуг и бюджетную сферу.
Основные отрасли промышленности:
– текстильное и швейное производство (порядка 28% промышленного производства), не обеспечивающее значимых налоговых поступлений в бюджет
– производство и распределение электроэнергии, газа и воды (порядка 23%)
– пищевая промышленность (порядка 14%).
Исторически низкое значение подушевого ВРП (38% от среднего уровня по РФ) и низкие среднедушевые денежные доходы (72% от среднего по РФ уровня) ограничивают налоговую базу областного бюджета. Однако планируемые инвестиционные проекты могут в среднесрочной и долгосрочной перспективе привести к росту ВРП, опережающему среднероссийские показатели, что потенциально изменит уровень развития экономики региона.
Сдерживающее влияние на бюджет оказывают показатели экономики. Доходы областного бюджета почти на треть зависят от дотаций, подавляющая часть которых это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В результате самодостаточность бюджета оценивается как средняя.
При очень высоком уровне обязательных расходов бюджета (83% в среднем за 2014–2017 годы) капитальные расходы составляют только 7% (с плановым понижением в 2018–2019 годах до 5–6%). АКРА ожидает, что на фоне планируемого снижения расходов операционный баланс вырастет до 16–17% регулярных доходов в 2018–2019 годах (по сравнению с 10% в 2016 году).
В структуре налоговых доходов доминируют налоги на доходы физических лиц, объем которых в 2014–2016 годах сопоставим (или превышал) суммарные поступления по налогу на прибыль и налогу на имущество. Поскольку количество занятых в бюджетных секторах экономики (здравоохранение, образование, госуправление и т.д.) сопоставимо с количеством занятых в других секторах, поступления по НДФЛ зависят от уровня оплаты труда в бюджетной сфере.
Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет области находится на достаточном уровне. Максимальная доля поступлений приходится на сектор производства напитков (12% в среднем за 2014–2016 годы).
Однако, по оценке АКРА, практически все поступления сектора обеспечены филиалом АО «Сан ИнБев», что создает для областного бюджета определенные риски в связи с отсутствием в регионе иных сопоставимых крупных налогоплательщиков, в особенности, учитывая снижение объема производства на предприятии.
Показатели долговой нагрузки находятся на высоком уровне. Область вынуждена экстремально сокращать абсолютный размер долга и объем расходов для приведения нормативных показателей в соответствие с требованиями, определенными соглашениями с Министерством финансов РФ о предоставлении бюджетных кредитов.
Правительство области намерено существенно изменить структуру долгового портфеля в пользу облигаций, что позволит ей избежать ежегодного рефинансирования долга.
Кредитный рейтинг был присвоен Ивановской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Ивановской областью, информации Минфина, Росстата, ФНС, а также баз данных АКРА. Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Ивановской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Ивановской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.