В бытность губернатором Ивановской области Михаил Мень был опасен только для одного региона, теперь он несет угрозу всей России.
Дискуссия, споры или просто обсуждения, связанные с новой системой вывоза мусора и деятельностью регионального оператора по обращению с ТКО, на мой взгляд, носят абсолютно бессмысленный характер, так как нечего обсуждать. Нечего менять, усовершенствовать, реформировать.
Система порочна и неэффективна изначально в самой своей сути, поэтому подлежит немедленной и полной ликвидации. Разумеется, с заменой на другую, которая на самом деле уже существует как реально действующий образец и требует лишь небольших поправок.
Некоторое недопонимание вокруг установления ответственных за содержание в чистоте и порядке контейнерных площадок – это только штрих в общей картине, который отвлекает внимание от системной и нерешаемой проблемы самого регионального оператора.
Спорщики по контейнерным площадкам, даже те, которые вроде бы все должны понимать, апеллируют к региональному оператору: мол, как же так, денег стали собирать намного больше, а услуга стала и меньше, и хуже. А просто никто не читал эту самую публичную оферту – типовой договор с региональным оператором.
Там черным по белому, простым, доступным языком написано, что обязанности регионального оператора наступают только с момента погрузки мусора в мусоровоз в местах сбора и накопления, и не распространяются на содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов.
Поэтому что-либо требовать в этой связи с регоператора не только невозможно, но и незаконно. Сам регоператор, как субъект хозяйственных отношений, коммерческая организация теперь даже если захочет, то не сможет следить за контейнерными площадками. Потому что для него это дополнительные расходы, которые не предусмотрены договором.
Соответственно, это ухудшает его финансово-экономические показатели и ведет в конечном итоге к снижению налогооблагаемой базы. Его можно будет обвинить в попытке спрятать доходы или довести самого себя до банкротства. При желании даже уголовное дело можно завести на регионального оператора, если он вдруг начнет убирать (извините за игру слов) мусор с мусорных площадок.
И не важно, читал кто-нибудь из вас, включая глав городов и районов этот типовой договор – он уже заключен, пока вы спали и слушали разного рода фейковые обсуждения депутатов и чиновников, единственная цель которых была создать видимость обсуждения, когда все уже решено.
Вообще, могу утверждать, что публичная оферта, то есть договор с региональным оператором заключен путем обмана и сознательного введения жителей в заблуждение.
Исполнитель услуги по вывозу мусора сменился, условия договора претерпели существенные изменения. Следовательно, несмотря на то, что это публичная оферта, власть, которая инициировала новую систему, и региональный оператор были обязаны ознакомить потребителей с договором.
Полгода шло публичное обсуждение, хотя саму систему уже полностью подготовили более года назад. Никто и никому образец договора не рассылал и не указывал, где с ним можно ознакомиться. Это обман потребителя, сознательное введение в заблуждение.
Однако, на самом деле, это не главное. Это следствия и нюансы. Ведь у нас уже был (и есть) другой региональный оператор – в сфере капитального ремонта многоквартирных домов в Ивановской области. Он действует принципиально на других условиях.
С учетом двух определяющих факторов – централизации управления и администрирования, присущей вообще нашей стране, а также отказа собственнику в праве самостоятельно и добровольно исполнять обязанности по капитальному ремонту общего имущества МКД – система капитального ремонта просто идеальна. Без всякой иронии или сарказма.
То, что ивановская власть на ровном месте устроила коррупционный шабаш нисколько не отменяет эффективность и правильность модели в сфере капремонта МКД (многоквартирных домов). Если вы в овчарню сами запустите волка – это не значит, что овчарня плохо построена.
Региональный оператор в сфере капремонта (будем называть его, чтоб не путать, Фондом капремонта) устроен действительно идеально. Он полностью прозрачен и подконтролен. Его учредитель – государство в лице правительства и департамента ЖКХ Ивановской области.
У Фонда есть гендиректор, который назначается государством. Помимо этого есть правление и даже попечительский совет. Но главное – Фонд капремонта не является коммерческой организацией. Он сам не выполняет никакие работы и даже ничего не распределяет.
Фонд капремонта проводит торги, на которых разыгрываются контракты по капитальному ремонту. Единственное, что делает Фонд – это формирует лоты, то есть контракты, а затем осуществляет контроль над выполненными работами.
Какими бы не были проблемы при реализации данной системы, с ними можно работать, даже с привлечением правоохранительных органов. Систему можно усовершенствовать (сейчас уже даже видно как). Но она единственно возможная и правильная. По сути, идеальная.
А почему? А потому что создавалась она в доменевскую эпоху. Когда господин Мень еще сидел в кресле губернатора Ивановской области, в правительстве России разработали систему региональных операторов в сфере капитального ремонта МКД.
Те, кто ее разрабатывал решали системную задачу, они очевидно не были связаны с бизнесом и не подгоняли схему под коммерческие интересы будущих участников. Потом в сферу строительства и ЖКХ на федеральном уровне пришел Михаил Мень и начал изобретать велосипед, вместо того, чтобы взять за основу уже существующую систему в сфере капитального ремонта.
Региональный оператор по обращению с ТКО – это коммерческая организация, участник, субъект непосредственной производственной деятельности. В соответствии с российским законодательством, у него нет никаких задач в сфере экологии, порядка, чистоты, комфортной городской среды и тому подобного. У него есть только одна задача – извлечение прибыли. Если он пытается решать еще какие-то задачи, то его можно обвинить во всех смертных грехах, о чем было уже сказано выше. А тот, кто говорит обратное – тот либо дурак, либо негодяй, либо тот и другой.
Регоператор в сфере обращения с ТКО должен быть некоммерческой организацией, полностью подконтрольной и управляемой государством. Он, также как и Фонд капремонта, должен только формировать лоты и выставлять их на конкурс.
Выполнять же работы на конкурентных началах должны любые другие организации – хоть частные, хоть муниципальные, хоть МУПы, хоть ГУПы. Условия контрактов очень простые – содержание контейнерных площадок и вывоз всего мусора. И не имеет никакого значения, в чьей собственности эти площадки.
Лоты нужно формировать неоднородные. То есть, например, пятьдесят дворов частного сектора и двадцать дворов МКД. Не убрал один двор – одностороннее расторжение контракта и внесение в реестр недобросовестных поставщиков. Причем в этот реестр надо включать не только юридические лица, которые создаются на раз-два, а еще и генеральных директоров и учредителей.
В нынешней системе есть еще один принципиальный недостаток. В один рынок соединены два абсолютно разных бизнеса – вывоз мусора и утилизация мусора. Это нонсенс.
Между захоронением отходов или их переработкой нет ничего общего с автотранспортным предприятием. Скорее, вывоз мусора можно соединить с таксопарком, чем с полигоном ТКО.
Эти рынки нужно разделять. У них разная экономика, разная конкуренция, разные технологии – все разное! Региональный оператор для утилизации или захоронения отходов должен проводить такие же торги. Он должен получить возможность перенаправления финансовых ресурсов между этими рынками, уж коли они зависят от единого платежа потребителей, снижая или повышая финансовую привлекательность деятельности по вывозу мусора или по его утилизации.
Необходимо установить не тариф, а, как и в капремонте, например, единый экологический взнос с каждого жителя.
Нет никаких препятствий к тому, чтобы реализовать такую систему. Ведь для регоператоров есть специальный федеральный закон. Понятно, что Ивановская область сама ничего не реализует. Но уж если это пока только эксперимент, то еще есть возможность остановить эту всероссийскую аферу.