Экономика и политика

Некуда бежать!

Текстиль – это крест Ивановской области.

Представители ивановских текстильных и швейных предприятия во главе с директором областного департамента экономики Александром Лодышкиным участвуют в Международном форуме моды, который проходит в Санкт-Петербурге с 31 октября по 4 ноября под патронажем Министерства промышленности и торговли РФ.

1 ноября на форуме состоялась презентация обновленной «Стратегии развития легкой промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года». Как сообщает ивановское правительство: «В формате живой беседы с участием представителей власти, бизнес-сообщества, науки были затронуты ключевые вопросы функционирования и повышения инвестиционной привлекательности легкой промышленности в ближайшие несколько лет».

А вот небольшой отрывок из проекта новой стратегии, который должен был бы отрезвить участников «живой беседы», но не отрезвил, или они, на самом деле, документ не читали:

«В 2012 году средняя заработная плата швеи в России составляла 400-470 долларов США, однако в ходе изменения макроэкономической среды и девальвации рубля стоимость труда швеи на российском рынке упала до 230 долларов. В ряде регионов Российской Федерации показатели стоимости труда швей снижаются до уровня МРОТ и составляют 120-140 долларов, что делает уровень заработных плат сопоставимым с азиатским регионом. Также, географическая близость и возможная скорость поставки делают Россию выгодным партнером для размещения швейных и обувных производств для обеспечения потребности как на внутреннем рынке, так и на соседних рынках СНГ и европейских стран».

Поняли, ивановцы, за кого вас держат в нашей России? Это только по телевизору Путин говорит о конкурентных зарплатах россиян по сравнению с европейцами, а всякого рода «экономисты» из Минпромторга и местные «специалисты» уповают на снижение зарплат российских швей, чтобы этот бизнес стал выгодным и конкурентным по сравнению с азиатским регионом.

Такова объективная реальность, никуда не денешься. В проекте стратегии эта реальность описывается следующим образом:

«Нелегальный импорт занимает 1/3 в общем объеме ввезенной в РФ продукции; «серое» производство в РФ составляет в среднем 1/3 от официально регистрируемого выпуска текстильной продукции и 1/2 – от официально регистрируемого выпуска готовых изделий».

К основным конкурентным преимуществам российской легкой промышленности новая стратегия относит: большой внутренний рынок; обеспеченность сырьем для производства химических волокон, а также волокон из шерсти и льна; ну и конкурентоспособная стоимость труда.

А вот перечень слабых сторон легкой промышленности намного длиннее, и он бьет наповал:

– высокая изношенность основных фондов

– низкий объем инвестиций в основной капитал

– низкая производительность труда в среднем по отрасли

– необеспеченность отечественным сырьем (хлопком, вискозой, тканями для одежды)

– отсутствие престижа отрасли, недостаток профессиональных кадров в области технологий и управления производством, недостаточно эффективная система массовой подготовки производственного и управленческого персонала

– существенная зависимость отрасли от импортного оборудования и технологий, приводящая к росту потребности в финансировании при запуске/модернизации производств и к валютным рискам

– слабое развитие НИОКР в области технологических процессов, инновационной продукции, слабое развитие национальной дизайнерской школы

– сложность получения кредитов и высокая стоимость заемных денежных средств

– высокий уровень воспринимаемых страновых рисков, ограничивающий интеграцию российских производителей в мировую систему разделения труда.

Это окончательный диагноз. Сами перечисленные риски объективно делают невозможным решение проблемы усилиями одного только бизнеса. Государство же, с учетом фактора азиатского региона, который перестает быть «сырьевым придатком», несмотря на все декларации, не будет ни финансово, ни административно вкладываться, поскольку уровень рисков неприемлем даже в среднесрочной прогнозируемой перспективе.

Как и прежде, останутся только некие социально-экономические меры поддержки локальных проектов, которые никоим образом не затронут системные проблемы отрасли. То есть будут периодически кидать косточки Златкину, Петрову, Иванову.

Единственный свет в окне – синтетика, технический текстиль. Но что происходит сегодня в Ивановской области с пресловутым комбинатом синтетического волокна?

Прежде всего, так до сих пор и непонятно, будет ли он построен. И лучше, если уж не будет. Технологии и оборудование для ивановского комбината уже сейчас, до начала строительства, морально устарели. Когда комбинат построят, его продукция будет просто неконкурентоспособна. Это банальное закапывание денег в грунт. Проект интересен только фактом строительства, но не его продукцией.

Как заявил директор областного департамента экономики Александр Лодышкин: «Сегодня нужны механизмы межправительственного сотрудничества, которые позволят обеспечить гарантированные по объему и цене поставки хлопка и пряжи на долгосрочный период из Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Казахстана».

Ума палата, а не Лодышкин! Двести лет получаем сырье из Азии, а теперь все решим какими-то «механизмами, которые позволят».

Да в Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане и Казахстане есть свои Лодышкины, которые тоже говорят о механизмах межправительственного сотрудничества. Но в их механизмах нет перспективы поставок хлопка и пряжи в России и конкретно в Ивановскую область. Их стратегия – готовые изделия.

И нести, извините за выражение, околесицу про дураков-азиатов, которые и дальше будут снабжать нас сырьем на основании каких-то механизмов межправительственного сотрудничества – это просто какой-то великорусский текстильный шовинизм.

Из легкой промышленности надо бежать. Причем, покойный Егор Гайдар говорил об этом еще двадцать пять лет назад. Но не сбежим, потому что кластер, потому что двести лет традиций и просто потому, что некуда бежать.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем