Очередная страница в истории ивановского государственного капитализма.
1 февраля 2018 года Арбитражный суд Ивановской области начал процедуру банкротства в форме реструктуризации долгов в отношении бизнесмена Павла Кудряшова. С заявлением о банкротстве в суд обратилась компания «Союз».
Павел Кудряшов, через ООО «Инвестиционно-консалтинговая компания «Провинция», является номинальным владельцем 50 процентов акций ОАО «Ивановский бройлер», которое уже почти три года находится в заключительной стадии банкротства – конкурсном производстве.
Компания «Союз» – это известный ивановский предприниматель Евгений Марков, также он совладелец частного лицея «Гармония» и частного «Института бизнеса, информационных технологий и финансов».
Кудряшов и Марков имеют давнюю историю не всегда славных бизнес-отношений. Вроде бы когда-то Павел Борисович здорово «нагрел» Евгения Александровича. Но пришел момент расплаты. Причем не с процедурой личного банкротства, а еще раньше.
Насколько известно, Марков входит в группу лиц, которые контролируют «Ивановский бройлер» с момента начала процедуры банкротства. Собственник и менеджмент предприятия, разумеется, от управления «Бройлером» были отстранены.
Несмотря на почти трехлетнее конкурсное производство, предприятие по-прежнему работает и генерирует по ивановским меркам просто колоссальный денежный поток. При этом финансовое положение «Ивановского бройлера» не улучшается, никаких перспектив выхода из банкротства нет. Судя по всему, деньги, реальная прибыль выводятся из предприятия в компании-партнеры – поставщики и продавцы. Эти компании, насколько известно, контролируются Евгением Марковым.
Всю эту схему с банкротством и дальнейшей работой «Ивановского бройлера» придумал большой друг бывшего ивановского губернатора Павла Конькова Василий Гущин, который сейчас находится в бегах.
Практически одновременно с заявлением о банкротстве Кудряшова, конкурсный управляющий «Ивановского бройлера» Игорь Борзов направил в суд заявление о привлечении Кудряшова к субсидиарной ответственности по долгам «Бройлера» на сумму в 1,228 млрд рублей. Аналогичное заявление направлено и в отношении трех бывших главных бухгалтеров предприятия.
Выглядит явно нелогично. С одной стороны – признать Кудряшова банкротом, то есть человеком, у которого нет денег и тем самым освободить его от всех требований кредиторов. С другой стороны – потребовать у него больше миллиарда рублей.
Но ведь Марков и конкурсный управляющий «Ивановского бройлера» – в одной команде? Понятно, что должно быть либо то, либо другое.
По всей видимости, реальный смысл есть только в банкротстве Кудряшова. И это, во многом, то самое блюдо, которое подают холодным – месть. Через процедуру личного банкротства Марков получит контроль над всеми финансами Кудряшова и отчасти даже личной жизнью. По завершении процедуры Кудряшов не сможет официально заниматься бизнесом, а о его кредитной истории можно будет забыть навсегда.
Заявление же о привлечении Кудряшова к субсидиарной ответственности, как бывшего гендиректора и владельца «Ивановского бройлера, это, по всей видимости, только повод еще продлить процедуру банкротства предприятия и извлечения прибыли. Ведь конкурсное производство длится уже почти три года, и поводов тянуть эту волынку становится все меньше.
Вкратце напомню чудесную историю «Ивановского бройлера». Она действительно восхищает, и без преувеличения уникальна.
Весной 2011 года тогдашний ивановский губернатор Михаил Мень выделил из бюджета Ивановской области 750 млн рублей «Ивановскому бройлеру» через Фонд поддержки малого предпринимательства.
Мало того, что «Бройлер» даже близко не стоял к малому бизнесу, но и в бюджете области таких денег не было. Для этого срочно оформили кредит в банке. То есть эти государственные деньги не просто исчезли в «Бройлере», область за них по-прежнему платит проценты, поскольку долговые обязательства регионального бюджета с тех пор только растут.
На множестве документов, связанных с получением кредита и выделением денег «Ивановскому бройлеру» нигде нет ни одной подписи губернатора Меня – везде только подпись на тот момент первого заместителя председателя правительства Ивановской области, впоследствии губернатора Павла Конькова.
Дальше происходит самое интересное. Осенью 2011 года «Ивановский бройлер» уже сам выдает кредит компании «ИКК «Провинция», а «Провинция» покупает «Ивановский бройлер». Всё, занавес.
Риторический вопрос: почему Коньков до сих пор не в тюрьме, а с медалькой на шее в почетной отставке? Наверное, потому, что под руководством Михаила Меня действовал из лучших побуждений, развивая чужой бизнес на взятые областным бюджетом в долг деньги. Но так уж вышло: конъюнктура, понимаешь, рынка. А за рынок никто не в ответе.