В грядущей пенсионной реформе удивляет всё. В том числе отсутствие широкой дискуссии, экспертных заключений, исследований и увязки со стратегией развития российской экономики – цифровой и высокотехнологичной.
Реализация пенсионной реформы в заявленных параметрах приведет в перспективе к значительному увеличению предложения рабочей силы на рынке труда. Особенно, среди женщин.
Если принять возраст в 20 лет началом трудовой деятельности, то повышение пенсионного возраста приведет к увеличению работниц почти на 23 процента. У мужчин – на 12 процентов.
Надо быть реалистами, российская (и никакая другая в принципе) экономика не может создать дополнительно к имеющимся еще 12–20 процентов рабочих мест. Наоборот, работы должно становиться все меньше – это объективный процесс, связанный с развитием технологий производства и управления.
Например, одна из крупнейших российских госкорпораций – ОАО «РЖД» – буквально на днях анонсировала сокращение нескольких тысяч человек в ближайшие годы. Причем это преподнесено как достижение – то есть, рост производительности труда, эффективности работы компании и тому подобное.
И это правильно. Еще чернила не успели высохнуть на майском указе президента. В нем ясно говорится о стратегических целях и задачах российского государства на перспективу. Рост эффективности, в первую очередь это связано с ростом производительности труда; цифровая экономика, ускорение технологического развития и так далее.
В задачах, которые обозначил российский президент и которые ставят и уже поставили все мировые государства, нет ничего нового. Более того, сегодня это и банальность, и необходимость. Другого пути просто нет.
Однако в таком контексте нет места задачам повышения общей численности рабочей силы. Есть задача ее общего снижения и обеспечения высвобождающихся граждан даже не доходами, а смыслом жизни.
Вспомним недавний референдум в Швейцарии по немыслимому (пока) для нас поводу – обеспечение всех жителей страны безусловным доходом. Рано или поздно это произойдет, потому что работы для всех не хватит. Но ее не хватит не потому, что экономика в упадке, а потому что экономика динамично развивается и становится более эффективной и производительной.
Условно говоря, если в обществе людей заменят роботы, то что делать с людьми, ведь зарплаты у них не может быть по определению? Обеспечивать безусловным доходом и некой творческой занятостью.
Россия в данном случае пока еще среди передовиков. Выплаты пенсий «молодым» пенсионерам можно рассматривать как разновидность безусловного дохода.
Единственный смысл в пенсионной реформе – сугубо сиюминутный, который приведет к резкому замедлению реализации стратегических целей роста эффективности и качества жизни. Это сокращение числа пенсионеров.
Если взять за продолжительность жизни возраст в 78 лет из указа президента, то повышение пенсионного возраста позволит сократить число женщин-пенсионеров примерно на 35 процентов. Мужчин-пенсионеров – на 27 процентов. Разумеется, за счет такой «экономии» оставшимся можно будет пенсию повысить.
В общем, как ни крути, но ради страны, ее будущего и ради выполнения майского указа президента Путина, пенсионную реформу надо остановить.