28 марта 2024
Экономика и политика

Малый бизнес: маленький, но беспощадный

Мы их душили-душили, душили-душили…

В понедельник 30 июля врио губернатора Воскресенский встретился с руководителями регионального отделения «Опоры России». В Иванове данная организация объединяет представителей исключительно малого бизнеса, потому что крупного у нас почти нет.

Так повелось, что ивановская «Опора», то есть Скворцов, Геллер, Щебельский и иже с ними как бы выразитель чаяний всего малого и местами среднего бизнеса региона. Поэтому на встрече все они, включая, конечно, Воскресенского рассуждали не просто так, а концептуально на тему «совершенствования системы мер поддержки малого и среднего бизнеса в Ивановской области».

Куда еще больше совершенствовать меры непонятно, однако нет пределов совершенству. Видимо, то есть не видимо, а уже точно меры поддержки будут фишкой Ивановской области и ее молодого губернатора.

Тот сразу обозначил приоритет, заявив, что развитие малого бизнеса для областного правительства – это главное. И подчеркнул: «Цель в том, чтоб у нас в регионе была самая эффективная для центра России система поддержки малого бизнеса. Те люди, которые намерены заняться собственным делом, должны понимать, что у нас это просто, удобно и доступно. Мы хотим, чтоб региональное правительство стало коммуникатором системных мер поддержки малого бизнеса и тех предпринимателей, которые заинтересованы в этих мерах поддержки».

Скажи мне, какая у тебя цель, и я скажу, кто ты. Как в фильме Шахназарова «Курьер»: «На тебе пальто, но думай о чем-нибудь великом».

Не может быть целью создание некой самой эффективной системы поддержки. Система поддержки в принципе не имеет никакой шкалы эффективности. Ее нельзя измерить и соотнести с результатами экономической деятельности.

Поддержка бизнеса в большинстве случаев – это перераспределение ресурсов от одних к другим, которое осуществляет государство. То есть большевизм в чистом виде. В лучшем случае – это административное, в ручном режиме решение некой локальной проблемы, поскольку на системном уровне ее решить невозможно, а если бы было возможно, то, соответственно, никакие меры поддержки были бы не нужны.

В любом случае, система мер поддержки бизнеса противоречит самой идее бизнеса и рыночной экономики. Впрочем, у нас государственный капитализм, поэтому такие конфузы в виде системы мер поддержки бизнеса имеют место.

Любая система поддержки – это вещь в себе, самодостаточный субъект. Для ее реализации зачастую не нужны получатели поддержки, которые могут быть обозначены формально и которым по итогу получения мер поддержки даже нет надобности обязательно продолжать деятельность.

Поддержка – это несистемное проявление дружеских чувств, участия в судьбе конкретного человека или предприятия. Вот, например, Воскресенский проявил участие к Скворцову, Геллеру и Щебельскому. Поговорил с ними («слово лечит, разговор мысли отгоняет»). Те получили огромный эмоциональный заряд бодрости и окрыленные ушли, рассказывать своим женам, как они здорово провели этот день.

Малый бизнес – это знамя и лозунг. Для Ивановской области практически всё. Но не потому, что мы такие передовики в его развитии по сравнению с другими регионами. А потому, что крупного бизнеса нет, сравнивать не с чем. У малого бизнеса в регионе нет достойных конкурентов по вкладу в ВРП, налог на прибыль и НДФЛ. Поэтому кажется, что малый бизнес велик и значим.

К тому же, специфика ключевых отраслей региона – текстильной и швейной – позволяет дробить бизнес на множество звеньев. В Ивановской области есть только одно швейное предприятие – парашютный завод «Полет». Все остальные – малый бизнес. В текстильной отрасли сложнее, но и там почти полностью решили задачу переоформления в малый бизнес. Соответственно, огромный сегмент теневой экономики.

Тут многие думают, что государство, повышая МРОТ (минимальный размер оплаты труда), наконец-то вняло требованиям профсоюзов и КПРФ о своей социальной ответственности. Ничего подобного.

Предварительно отвязав прямую увязку МРОТ и социальных выплат, государство, повышая МРОТ, хоть как-то решает проблему легализации зарплат в конвертах в расплодившемся малом бизнесе.

Есть только одна действенная, настоящая мера поддержки малого бизнеса. Не членов президиума «Опоры России», а всего малого бизнеса. Это снизить МРОТ до одной тысячи рублей. Сделаете это и малый бизнес будет вам ноги мыть, асфальт целовать, по которому вы ходили. И про административные барьеры даже не заикнется.

Кстати, административные барьеры и проблема подключения к сетям. Давайте завтра отменим все эти барьеры и полностью плату за подключение к сетям. При этом за не подключение к сетям в течение трех дней руководителей компаний-монополистов будем расстреливать прямо в кабинете.

Мне интересно, после этого, хоть на рубль вырастет зарплата у работников малого бизнеса и хоть на рубль увеличатся налоговые платежи?

Государство и общество – это уже готовый самоподдерживающий, саморегулируемый механизм. Не надо вмешиваться в его работу с вашими придуманными мерами поддержки. Если какой-то малый бизнес преодолевает где-то административный барьер, то владелец (бенефициар) барьера получает радость и материальное вознаграждение. Но ведь все – и радость, и деньги – остаются внутри социума, и продолжают работать.

Чем больше барьеров, тем больше переделов и добавочной стоимости. Соответственно, больше рост потребления и экономики в целом. Аксиома же, в конце-то концов!

У нас тут на ивановщине большой, длительный эксперимент тире исследование. Уже лет как двадцать – не каждый Гарвард с Кембриджем такой потянут, а мы вот тянем, да еще без всяких грантов, между прочим. Президиум «Опоры» десятилетиями ходит к ивановским губернаторам. Время бежит, губернаторы меняются, президиум и повестка дня – нет. Это когда-нибудь чем-нибудь кончится?

Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем