Экономика и политика

Фундаментальная ивановская антинаука

Комитет по Шнобелевским премиям был бы приятно удивлен.

Департамент экономического развития и торговли Ивановской области в июле утвердил перечень и размер грантов на фундаментальные научные исследования в регионе на текущий, 2018 год. Гранты финансируются совместно (равными долями) бюджетом Ивановской области и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) – каждый по 3,875 млн рублей. Вот такой финансовый вклад Ивановской области в фундаментальную науку.

Единицы людей понимают, что такое фундаментальная наука на самом деле, но, конечно же, все интуитивно ощущают, что это нечто фундаментальное, поскольку известно и другое словосочетание – прикладная наука. Противопоставление или диалектическое единство фундаментального и прикладного не оставляют сомнений в величии и значимости именно фундаментальной науки.

Из двадцати пяти грантов ивановским ученым половину получили химики – Ивановский институт химии растворов Российской академии наук (ИХР РАН). Разрывающие мозг названия химических проектов позволяют с высокой степенью вероятности считать их действительно научными. Например: «Новый класс донорно-акцепторных комплексов металлпорфиринов с производными фуллеренов с большим магнитокалорическим эффектом и свойством фотоиндуцированного разделения заряда».

Надеюсь, что все эти слова не для того, чтобы поразить чиновников из областного департамента экономики и международную комиссию Шнобелевской премии (Ig Nobel Prize – ежегодная пародия на Нобелевскую премию).

Именно этот проект я выбрал только потому, что он звучит наиболее фундаментально, хотя, очевидно, что даже он к фундаментальной науке относится, скорее, боком. Все проекты однозначно прикладные, связанные с текстильной промышленностью, фармацевтикой, антикоррозионной защитой материалов и так далее. Ну, да и ладно.

Особого внимания заслуживает вторая половина ивановских проектов фундаментальных научных исследований. Отметились ИвГУ, Медакадемия, филиал университета имени Плеханова и проч.

Суть этих исследований – в их восхитительных названиях. Особо актуальный в свете грядущей пенсионной реформы проект Ивановской медакадемии: «Биофизический мониторинг нарушения мобильности и риска падений жителей Ивановской области пожилого и старческого возраста в целях персонализации лечебно-реабилитационных программ и повышения качества жизни».

Во-первых, это стопроцентный Шнобель – следует обязательно выдвигаться на соискание. Во-вторых, надо слегка актуализировать, пусть будет: «в целях гарантированной доставки тела к рабочему месту».

Про фундаментальность исследования умолчу, но ягодки впереди. Светоч экономической мысли, университет имени Плеханова: «Проектирование регионально-отраслевых трудовых потоков, способствующих социально-экономическому развитию Ивановской области». Запроектируем перемещение тысячи палехских художников с их откровенным кичем и нескольких тысяч огородников Лухского и Юрьевецкого районов на работу в швейные цеха метрополии? (Метрополия звучит более фундаментально, чем просто Иваново)

Ивановский энергоуниверситет поднимет на фундаментальную высоту тему: «Формирование готовности студентов к противодействию экстремистской и террористической деятельности». Ученые-гуманитарии из ИГЭУ явно путают на базовом уровне понятия науки и государственной пропаганды (в хорошем смысле этих слов). Вы либо изучаете, либо «формируете готовность».

Хорошо, что Химуниверситет лишили государственной аккредитации по чуждым ему направлениям обучения, а то бы оттуда тоже белиберда прилетела. Поэтому отдувается за себя и за тот вуз классический Ивановский госуниверситет, который займется исследованиями:

«Социокультурные потребности молодежи в противодействии возникающим угрозам и рискам», «Формирование инновационного потенциала молодежи в условиях технологического развития региона», «Прогнозирование и оценка стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития текстильной промышленности на основе форсайт-исследований».

Говорят, что, мол, государство на фундаментальную науку денег мало дает. А по мне так много. Остается надеяться, что все свои силы исследователи отдали придумыванию названий проектов, поэтому до социокультурных ноу-хау и готовых рецептов дело не дойдет и никто в конечном итоге от науки не пострадает.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем