В отличие от формализованных и полностью подконтрольных структур фальшивого «гражданского общества», территориальное общественное самоуправление весьма опрометчиво создается самими же органами власти как сила, потенциально независимая, с набором требований и претензий, которые удовлетворить, в конце концов, станет невозможно.
Ассоциация «Совет муниципальных образований Ивановской области» начала издавать журнал «Территориальное общественное самоуправление Ивановской области: шаг за шагом – к большим переменам». Про перемены это очень правильно, можно сказать, провидчески.
Открывает первый выпуск журнала программный, хоть и короткий текст заместителя председателя правительства Ивановской области по внутренней политике Евгения Нестерова. Он в частности пишет:
«Органы территориального общественного самоуправления становятся неотъемлемой частью системы общественных отношений. Одним из приоритетных направлений деятельности органов власти. Институт ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, формированию новых моделей социального партнерства».
Не будем акцентировать внимание на противопоставлении «власти и народа». По этой части у Нестерова и других специалистов по внутренней политике каша в голове, граничащая с неконституционной риторикой. Они никак не могут понять, что субъект – это народ, а власть не может быть персонифицирована и воплощена в ком-нибудь или чем-нибудь, кроме народа.
За исключением этого досадного недоразумения, подпишусь под каждым словом, сказанным Нестеровым. Только выводы мы делаем разные.
Нестеров и ему подобные полагают, что воспитание самосознания, активное сотрудничество, формирование новых моделей – все это работает только в одну, заранее определенную сторону. Что это (конкретно ТОСы) решит задачу сохранения существующего положения вещей, упрочения и укрепления партии власти в широком смысле этого слова. Ну, а как же, ведь это они придумали ТОСы, значит, и выгоды будут извлекать они, а плоды возможны только полезные и вкусные для них.
Изменчивость и необратимость – фундаментальные свойства природы. Абсолютная аксиома всего – количественные изменения неизбежно приводят к появлению нового качества. В результате, система «забывает» свое изначальное состояние, превращаясь в другую систему.
ТОСы, то есть территориальные общественные самоуправления возникли не просто так и не от хорошей жизни. Это ответ закосневших структур власти на вызовы системе, в которой народ отстранен от участия в формировании органов власти. Это ответ на риски узурпации власти группами и кланами в масштабах страны, регионов и отдельных муниципалитетов.
ТОСы похожи на некий экзоскелет, постепенно формирующийся поверх дряхлеющих мышц и сухожилий. Это фактически замена неработающих конституционных механизмов.
На первый взгляд, ТОСы устанавливая вертикальные связи между чиновниками и депутатами с одной стороны и отдельными представителями народа с другой, восполняют недостатки системы. На деле же только усугубляют ситуацию, поскольку ничего не исправляют, а окончательно отменяют выборный, положительный отбор. Закрепляется схема ручного управления, в основе которой нет сознательного, реального выбора народа.
Полагаю, что Нестеров и компания согласятся со всем вышесказанным, поскольку именно этого они и добиваются. Именно такую систему они и строят. Но они не учитывают изменчивость и переход количества в качество. ТОСы их и погубят.
Пока еще, хотя уже и не всегда, система устроена таким образом, что ТОСы и власть взаимодействуют непосредственно – напрямую и без посредников. И это хорошо! – воскликнули создатели в самом начале своего творения.
Однако для целей системы требуется значительное увеличение масштабов. Спекулятивные задачи отдельных депутатов, создающих карманные ТОСы для электоральной поддержки, лежат в русле региональной внутренней политики, но не исчерпывают ее и не являются приоритетом.
Нужно больше ТОСов. В реально достижимом идеале ТОСы должны охватить такую часть населения, которой будет достаточно для решения любых задач на выборах и в период между выборами.
Но уже сейчас признаки будущих проблем налицо. В Иванове количество ТОСов приближается к полусотне. Прямые связи пока еще просматриваются. Но все ТОСы нужно подкармливать, чтобы ими управлять и всеми нужно руководить в ручном режиме.
ТОСы понимают, что происходит и четко знают свои роль и место. Их позиция проста: мы вам нужны – платите. Деньгами, вниманием, скамейками, асфальтированием, подарками, конкурсами, в которых нет проигравших и так далее.
Когда ТОСов будет не пятьдесят, а двести или триста – система рухнет. Потому что перестанет быть управляемой. В первую очередь из-за того, что наряду с вертикальными появятся горизонтальные связи между ТОСами, которые не только не будут контролироваться, но даже отслеживаться. Во вторую очередь – из-за конкуренции ТОСов между собой за доступ к ресурсам, что бы ни подразумевалось под этим (ресурсы) словом.
На месте системы «Власть – ТОСы» возникнет система ТОСов, которые осознают свою силу, а в целом станут самодостаточными в отношениях с мэрами, депутатами и губернатором. И будут только требовать, поскольку создавались в парадигме кормления со стороны представителей власти.
При этом ТОСы, играя с представителями власти во власть и в свою большую значимость, вдруг осознают ее неформально. Как жители средневековой Европы после изобретения Гутенбергом печатной машины, наконец, прочитав Библию, вдруг поняли, что мир устроен совсем не так, как до сих пор им рассказывали попы. Оказывается, каждый человек – это образ и подобие Бога. И все одинаковы.
ТОСы – это Троянский конь, из которого через какое-то время, неожиданно для защитников крепости выберутся закаленные в боях, поднаторевшие в просьбах, вымогательстве и требованиях активные члены гражданского общества. У них не будет никаких иллюзий относительно «начальников» – они с ними на короткой ноге. Они будут знать, что все одинаковы.
Это вам не Общественная палата и общественные советы при муниципалитетах. Совсем другая сила – то есть именно сила. И у этой силы не будет центра управления и общих органов управления, как нет их сейчас у «желтых жилетов» во Франции, что представляет для тамошних властей основную проблему. Не с кем сесть за стол переговоров.
Когда каждый двор или группа дворов осознают свою субъектность и равенство с мэрией и депутатами, вот тогда возникнет новое качество. А день этот приближают как раз те, кто бы хотел, чтобы он никогда не наступил.