Республика Узбекистан не хочет быть сырьевым придатком России, в первую очередь Ивановской области.
В Ивановскую область приехала делегация узбекского посольства в Москве во главе с послом Ботиржоном Асадовым. В понедельник 11 марта состоялась встреча с губернатором Воскресенским.
Истинная цель визита не очень тщательно, но скрывается. Как минимум, камуфлируется пустыми заявлениями на общечеловеческие темы мира, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. При этом фон и предпосылки для Ивановской области откровенно тревожные, граничащие с крахом традиционной текстильной промышленности.
Узбекистан – основной внешнеторговый партнер Ивановской области. По итогам 2018 года на его долю пришлось 25,4 процента ивановской внешней торговли. Причем с точки зрения торгового баланса партнер очень плохой. Импорт из Узбекистана в Ивановскую область в двадцать раз превышает наш экспорт в республику. Американцам и в кошмарном сне такой торговый дефицит с Китаем не приснится.
Основная часть импорта из Узбекистана в наш регион – это хлопковое сырье. При этом Ивановская область занимает 80 процентов общероссийского рынка хлопчатобумажных тканей. Таким образом, мы потребляем почти весь узбекский хлопок, который идет в Россию.
Кто в данном случае более зависим: Ивановская область или Узбекистан? Казалось бы одинаково. На деле ситуация однозначно плоха для ивановцев.
Узбекистан не хочет торговать сырьем. Он хочет поставлять в Россию не пряжу, а ткань. Если ему удастся организовать на своей территории производство хлопчатобумажной ткани из своего же хлопка, то Ивановская область выпадает из цепочки внешнеторговых связей России и Узбекистана.
При этом в Ивановской области почти полностью рушится текстильная промышленность. Сбудется предсказание нелюбимого многими главы правительства России при Ельцине Егора Гайдара о том, что текстильная отрасль стране не нужна и рано или поздно она исчезнет.
С технической точки зрения желание Узбекистана выполнимо в течение года-двух. Только свистнуть китайцам или туркам – и они в мгновение ока построят фабрики. Вот мы и обхаживаем узбеков. А они тоже сильно не торопятся. Вопрос ведь еще и политический. К тому же, Узбекистану, наверное, лучше позвать российский бизнес строить текстильную промышленность, чем китайцев с турками.
Для Ивановской области перспективы «наращивания» торгово-экономического сотрудничества России и Узбекистана носят характер локальной катастрофы. Единственная линия защиты – это затягивание переходного периода. Но это только в пользу небольшой группы ивановских бизнесменов, которые будут создавать в Узбекистане текстильную промышленность и постепенно переведут туда свои производства.