Чрезмерное количество частных аптек создает угрозу лекарственного обеспечения жителей Ивановской области

Подготовлен новый перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Ивановской области.

В региональном правительстве разработан проект нового «Перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Ивановской области». Предыдущий (пока еще действующий) был утвержден бывшим губернатором Коньковым в марте 2016 года.

Прежде всего, из числа приоритетных рынков исключены: рынок синтетических волокон и нитей и изделий из них, а также рынок пищевой и перерабатывающей промышленности. В новом перечне вообще отсутствует разделение на приоритетные и социально значимые рынки – они все в едином списке.

С синтетическими волокнами все понятно, в крайнем случае, есть рынок легкой промышленности, присутствующий в новом перечне. А вот почему пищевая и перерабатывающая промышленность полностью исключена из числа приоритетных и социально значимых рынков не очень понятно.

В целом число рынков значительно расширено – с 13 до 33. Хотя, во многом из-за появления относительно небольших рынков. Например, отдельно указаны рынок производства бетона и рынок производства кирпича.

Каждому рынку дана характеристика. При этом ситуация на рынках отличается кардинально. На рынке услуг дошкольного образования конкуренция отсутствует в принципе. Детских садов не хватает, чтобы удовлетворить потребности, поэтому конкуренция между детскими садами довольно условна.

Частных детских садов в Ивановской области всего семь. Конкурировать они не могут, поскольку цена значительно превышает стоимость муниципальных учреждений. А традиции платить за частный сад пока нет.

Подобная ситуация и со школами. Работает десять частных организаций. Но конкуренции нет, поскольку на частные школы приходится всего 0,87 процента общего числа учеников.

Зато ситуация с медициной и лекарствами  принципиально иная. В 2018 году в области было 26 частных клиник. В этом году их уже 29. К 2022 году ожидается, что 42 процента медицинских организаций, участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования, будут частными.

На рынке розничной торговли лекарствами ситуация отчасти угрожающая. Частные аптеки почти полностью вытеснили муниципальные, заняв 92 процента рынка. Как заявлено в документе: «Дальнейшее увеличение приведет к невозможности осуществления ряда функций по обеспечению населения, в т.ч. наркотическими, психотропными и льготными лекарственными препаратами».

Любопытно или смешно, однако в перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Ивановской области почему-то включен «Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО)».

На этом рынке действует региональный оператор в масштабах единого рынка Ивановской области. То есть конкуренция исключена самой формой и сутью организации данного рынка услуг. Законодатель (федеральный и областной) принял решение об абсолютной монополизации рынка ТКО.

Вот как описывает конкуренцию на рынке ТКО региональное правительство в новом перечне: «Основной задачей по развитию конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в Ивановской области является сохранение сформировавшегося значения целевого показателя». Целевые показатели никак не могут быть мерилом конкуренции. Так же как общий объем проданных лекарств ничего не говорит о конкуренции аптек.

Также к числу приоритетных и социально значимых рынков теперь отнесено благоустройство городской среды. Это понять довольно сложно, поэтому следует выучить наизусть. По каким критериям работы на объектах благоустройства отнесены к отдельному рынку оказания услуг?! Знает только крупный экономист Воскресенский.

В целом же, признание одновременно 33 рынков приоритетными и социально значимыми говорит, скорее, об отсутствии приоритетов и социальной значимости данных рынков для областного правительства. Вряд ли получится сосредоточиться на всех сразу.

Вас заинтересует

Читайте также