Владимир Путин не хочет никому оставлять или давать столько власти, сколько есть у него самого сейчас. И это нехотение носит абсолютный характер, то есть с ним или без него в будущей властной конфигурации России.
Предложения Путина по изменению Конституции с целью перераспределения полномочий между президентом и Государственной думой имеют одну цель – не допустить сосредоточения в руках одного человека того объема власти, который есть сейчас у действующего президента страны, то есть самого Путина.
Подоплеки у такого решения может быть две. Первая. Путин искренне полагает, что столько власти у одного человека может быть опасно для общества и государства. В том числе, создаются предпосылки для формирования культа личности, который приводит к деградации политической системы и общественных, гражданских институтов (что мы сейчас и наблюдаем).
При этом очевидно, что в отношении самого себя Путин таких угроз не видит, полагая, что он вполне справляется с таким объемом полномочий и фактически неограниченной власти. Более того, в столь сложный период российской и мировой истории именно данное положение президента Путина позволяет стране минимизировать риски и угрозы и продолжать успешное развитие.
Эту позицию разделяют так называемые «элиты», то есть политические группы, находящиеся у власти или обслуживающие власть. Так называемые, то есть не вполне элиты, они по той причине, что сформированы в условиях безграничной власти Путина и отражают фактически не свою позицию, а одного человека.
Вторая возможная причина. Путин стремится перераспределить властные полномочия от президента, который придет ему на смену в 2024 году в пользу других субъектов. При этом значительная часть полномочий будет у Путина в какой-то иной ипостаси.
В данном случае речь идет даже не о перераспределении полномочий, а об их размытии между различными структурами. То есть конфигурация власти будет по-прежнему носить личный, а не системный характер. В таком контексте важная роль отводится Государственному совету и Совету безопасности, которые реально размывают полномочия и ответственность, а также переносят процесс принятия ключевых решений в непубличную плоскость.
Между всеми субъектами, задействованными в управлении – президентом, Госдумой, правительством, Госсоветом, Советом безопасности – легко теряется истинный глава государства.
Это шаткая, опасная схема, рассчитанная на одного человека – Путина. Но ее пытаются закрепить в Конституции и законодательно.
Предложения Путина по перераспределению полномочий бессмысленны и носят откровенно спекулятивный характер, если Россия остается президентской республикой. Глава государства должен самостоятельно, целиком и полностью определять состав правительства. Но его власть должна быть ограничена двумя сроками в любом порядке, а срок полномочий должен быть ограничен четырьмя годами, а не шестью, как сейчас.