Президент Путин хочет непонятного. То есть понятно, что он хочет, чтобы все было красиво, и при этом люди бы знали, кого и за что благодарить. Однако он не знает, как этого добиться.
Владимир Путин 30 января в подмосковном Красногорске провел заседание президентского Совета по развитию местного самоуправления. Заседание было посвящено роли местного самоуправления в реализации национальных проектов. Путин ранее уже жаловался, что люди не замечают нацпроектов, их значения. Поэтому нужно больше рассказывать о том, что государство делает для народа в рамках нацпроектов.
То, что не замечают это правда. Но этому есть объективные причины. Нацпроектов много, и все они не представляют собой чего-то нового, не ставят каких-то неожиданных целей и задач. И все они повторяют обычные, классические сферы и направления – дороги, здравоохранение, жилье, образование.
Просто-напросто обычную деятельность государства назвали для красного словца «Национальными проектами». На самом деле никаких национальных проектов нет. От того, что большевики в 1917 году переименовали буржуазные министерства в народные комиссариаты суть и смысл работы органов государственного управления не изменилась.
Так и здесь. К 2024 году, сроку окончания полномочий президента Путина, государство выгребает из закромов все финансовые резервы и хочет, чтобы люди это заметили. Как в фильме «Джентльмены удачи», сцена в детском саду: Сегодня у нас не просто каша, а космическая каша, потому что после завтрака мы полетим в космос на ракете. Ух, ты! И сразу космический аппетит у детишек появился.
Однако в жизни так просто, как в фильме у героя Евгения Леонова не получается. Люди не верят, что вчерашние обычные ложки почему-то сегодня вдруг стали космическими, и что все мы после завтрака куда-то полетим.
Ключевая фраза, сказанная президентом на заседании Совета по развитию местного самоуправления: «Наша общая задача – обеспечить эффективность местного самоуправления, устранить разрывы, несогласованность между регионами и муниципалитетами».
Перефразируя Ленина: «Узок круг этих губернаторов. Страшно далеки они от муниципалитетов, но дело их не пропало. Губернаторы разбудили Путина. Путин начал революционную агитацию».
И впрямь революционный подход: устранить разрывы между региональной властью и местным самоуправлением. То есть между губернатором и главами муниципалитетов. Интересно, в каком российском регионе еще осталась эта разобщенность?
Небольшая расшифровка от президента: «Важно обеспечить единство всех уровней публичной власти… не затрагивая фундаментальных положений первой и второй глав нашего Основного закона, где гарантируется самостоятельность местного самоуправления».
Много разных слов, за конституционной и декларативной красотой которых невозможно увидеть смысл. Непонятно, чего реально хочет и добивается Путин? Окончательного преодоления различий между городом и деревней, то есть между региональной и местной властью? Или же, наоборот, упрочив финансовое положение муниципалитетов, ослабить волюнтаризм губернаторов по отношению к местным главам?
Большинство российских регионов дотационные. Про муниципалитеты и речь молчит – они, словно нищие на паперти. Местное самоуправление полностью зависит от губернаторов. Но при этом, здесь Путин прав, они вне системы публичной власти. Туда падают какие-то деньги, а что с ними дальше – мрак. Местный глава подотчетен только губернатору, а не своему населению, поэтому местное самоуправление по факту и не является публичным.
Для того чтобы устранить «несогласованность» между регионами и муниципалитетами нужно, прежде всего, разорвать коррупционную связь между губернатором и главами муниципалитетов. Инструментов прямого управления муниципалитетами у губернатора нет, зато есть режим ручного управления главами и отчасти депутатами. Отсюда и «разрывы», как говорит Путин. Ну, и невидимые невооруженным глазом нацпроекты.