Меняются мэры, губернаторы и (чуть не сказал президенты) правительства, а в Иванове все по-старому: «Через инновации и социальную сплоченность к высокому качеству жизни!»
В связи с началом разработки стратегии социально-экономического развития города Иванова на период до 2030 года, любопытно ознакомиться с аналогичной стратегией на период до 2020 года. Это 125 страниц увлекательного чтения. Пересказать или выдать конспект в одной статье невозможно, поэтому только общее ощущение, которому читатель должен довериться.
Предыдущая, то есть действующая стратегия была разработана в 2008 году (корректировка в 2015-м) при губернаторе Михаиле Мене и мэре Александре Фомине.
Особенностью этой стратегии является тот факт, что сегодня невозможно понять, выполнена она или провалена. Вот так грамотно, стилистически корректно и стратегически безупречно она написана.
Все ключевые посылы стратегии звучат очень свежо, я бы даже сказал драйвово и бодро. Хочется немедленно окунуться в итоговый 2020 год. А он, оказывается, уже наступил. Актуальности стратегия не утратила, значит, она все-таки провалена.
Не буду углубляться в стратегические фантазии типа роста численности населения города к 2020 году до 410 тыс. человек. Важно окунуться в сказочную атмосферу стратегии.
Начинается она незатейливо: «Городской округ Иваново (город Иваново) – уникальный город России». И далее на 125 страницах ни одного доказательства этому основополагающему постулату, на то он и постулат. Впрочем, если следовать мыли Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку (воду), то, конечно, уникальный, поскольку во вселенной нет ничего одинакового, хотя бы потому, что объекты существует в разных точках пространства, а один и тот же объект всегда существует в разных точках времени.
Главная же мысль стратегии – это то, что Иваново обладает огромным потенциалом. И он никуда не исчез. Это (привет Воскресенскому, который глубоко вторичен) – наши прекрасные, предприимчивые люди, наши вузы, ученые и студенты. И, конечно же, бренд. Точнее, бренды – на любой вкус.
Далее длинная, но очень нескучная цитата на все ивановские времена и стратегии:
«Динамичность страны определяется динамичностью ее городов. Город Иваново стремится стать конкурентоспособным городом, лучшим среди равных, привлекательным для проживающего и потенциального населения, бизнеса и инвесторов.
Создание бренда города – один из путей для достижения поставленной цели. Бренд территории – это не прихоть и не новомодный атрибут. Это настоятельная жизненная необходимость. Эффективный территориальный бренд является одним из определяющих факторов восприятия городов и регионов, формирования вокруг них дружественной общественной среды и лояльности со стороны различных целевых аудиторий. Бренд территории – емкий образ территории, выделяющий ее в ряду других и определяющий ее восприятие, положительно влияющий на ее репутацию и служащий своеобразной гарантией ожидаемого качества взаимодействия с ней. Это те ценности и символы, с которыми территория ассоциируется в глазах потребителей.
Бренд – это один из наиболее творческих элементов, формирующих генотип развития места. Сформулированный бренд совокупно характеризует все нематериальные активы, которые муниципальное образование выводит на рынки более высокого масштаба, чем местный.
Бренд оказывает сильное влияние на общественные ценности. Успешный образ и позитивная идея моделируют сознание живущих в городе людей, наполняют их жизнь смыслом. Заявленный и принимаемый образ города может изменить, уточнить или утвердить ценности людей и привлечь новых жителей, которые разделяют провозглашенные ценности и характеристики города.
В отличие от городов, которые вынуждены заниматься созданием бренда, Иваново на протяжении своего существования всегда имел свое собственное лицо на символической карте России.
Географическим брендом Иванова является конфлюэнция – точка на местности, где пересекаются целочисленные параллели и меридианы. Иваново – единственный город в стране с конфлюэнцией в центре городской территории. Обустройство этого места, интересный памятник-знак с указателями сделают точку конфлюэнции замечательным местом для городских мероприятий и отдыха, привлечет экскурсии и туристические маршруты.
В разные годы город притягивал к себе внимание как «русский Манчестер», «ситцевое царство», «третья пролетарская столица», «родина первого Совета», «столица текстильного края» или «город невест». На определенных исторических этапах эти образы отражали имевшиеся политические, экономические и социальные особенности территории.
Потенциал существующих образов города, которые закреплены в сознании нескольких поколений, еще не исчерпан. Старые образы города могут эффективно работать для повышения привлекательности города и в XXI веке, но требуют новой интерпретации и актуализации.
В символическом географическом пространстве с начала 1970-х Иваново является частью туристическо-экскурсионного маршрута «Золотое кольцо России». Возможно следующее позиционирование города:
Иваново – суперавангардный город «Золотого кольца России». Иваново может использовать свое выгодное осевое положение на этом маршруте. Иваново существенно отличается от соседей, он не соответствует их древнерусским стандартам. При позиционировании города мы должны искать точку опоры в наиболее амбициозном периоде его развития (20-30-е годы ХХ века). Наш город Иваново-Вознесенск в начале прошлого века получил и освоил просто сказочный символический капитал, из безуездного города став центром губернии.
Историко-культурное наследие города этого периода может быть выражено в следующих брендах:
– Красный Манчестер
– Самый советский город
– Иваново – город русского конструктивизма
– Иваново социально авангардный город.
Возможные бренды по продукту:
– Торгово-логистический центр текстильного кластера
– Иваново – международный центр моды
– Столица нестоличной моды
– Всероссийский центр по производству и реализации инновационной текстильной и швейной продукции
– Иваново – город творчества и инноваций.
Миссия города Иванова в обозримой перспективе видится как: эволюционная трансформация из исторически сложившегося индустриального «текстильного цеха» страны в современный многофункциональный центр инновационной деятельности, встроенный в глобальные и региональные инновационные процессы, с комфортной средой проживания и высоким качеством жизни.
Девизом стратегического развития города Иванова может быть: «Через инновации и социальную сплоченность к высокому качеству жизни!».
Разработчикам новой стратегии развития города Иванова до 2030 года можно посоветовать смелее использовать опыт предшественников, не бояться повторений. В сущности, есть прекрасная стратегия, нужно только убрать оттуда всего лишь несколько предложений, чуть подправить цифры, которых на счастье не так уж и много, добавить немного из Воскресенского – и сразу в печать и на полку.