Разработана новая стратегия развития Ивановской области.
В региональном правительстве разработан проект «Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года». Она будет утверждена в ближайшее время.
Стратегия развития – это обязательный документ, который должны разрабатывать, утверждать и (желательно) исполнять власти регионов. В Ивановской области на данный момент действует стратегия развития до 2020 года, утвержденная правительством Павла Конькова в 2015 году.
За основу стратегии развития Ивановской области до 2024 года, взята действующая стратегия, которая заканчивается в текущем году. Мягко выражаясь, цели стали менее амбициозными, а формулировки более обтекаемыми.
Например, большой абзац в пункте «Задачи по развитию экономического потенциала», в котором перечислены различные отрасли, кластеры и производства, заменен на емкое и всеохватное предложение: «Создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата на территории региона, предусматривающих использование высокотехнологического производства, развитие логистического сектора».
В действующей стратегии заявлено: «Увеличение объема инвестиций не менее чем до 22 процентов валового регионального продукта к 2015 году и до 27 процентов – к 2018 году». Сейчас: «К 2024 году ожидается ускоренный рост инвестиций в наиболее наукоемкие отрасли экономики региона, увеличение объема инвестиций не менее чем до 16 процентов валового регионального продукта».
Серьезные метаморфозы в сельском хозяйстве. Действующая стратегия предусматривает в 2020 году валовой сбор зерна в 136 тыс. тонн. Новая стратегия к 2024 году – 204 тыс. тонн. По молоку: 2020 – 197 тыс. тонн; 2024 – 275 тыс. тонн. А вот по овощам совсем другое дело: 2020 – 108 тыс. тонн; 2024 – 50 тыс. тонн. Картофель: 2020 – 157 тыс. тонн; 2024 – 113 тыс. тонн.
Если в действующей стратегии приведены конкретные целевые показатели, то теперь, во многих случаях «создание условий», «включение в систему» и прочие заклинания. Даже по туристам, которые должны приехать в Ивановскую область, отменены все конкретные цифры.
В принципе понятно, почему так сделано. Действующая стратегия потерпела фиаско, точнее не сама стратегия, а областное правительство, которое ее разрабатывало. Никаких ресурсов исполнения стратегических целей и задач у глубоко дотационного региона в принципе нет. Остается только максимально осторожное прогнозирование трендов, которым следует по возможности соответствовать.
Впрочем, это не значит, что цифр мало, они есть, но очень осторожные, зачастую отменяющие прежние. Число врачей в Ивановской области к 2020 году должно было составить 46 на 10 000 населения. Теперь – 41,7 на 10 000, да и то к 2024 году.
Практически все об ивановском стратегическом планировании говорит прогноз численности населения. Действующая стратегия утверждает, что в 2020 году жителей области должно быть 1 023 000 человек, а их стало меньше миллиона уже в прошлом году.
Нельзя сказать, что новая стратегия кардинально осторожнее, в чем-то даже бойчее. Только при губернаторе Воскресенском додумались внести в текст главного документа развития откровенный бред про «Русский Манчестер» – как признак качества продукции ивановских текстильщиков.
В английском Манчестере уже даже старожилы забыли про текстильное прошлое, а в Иванове – помнят. Причем не все, а понаехавшие эффективные менеджеры. Любой нормальный человек в принципе не поймет, что это значит «Красный Манчестер» – про футбол что ли?
Наверное, главное. Новая стратегия предусматривает деление области на две основные агломерации – Ивановскую и Кинешемскую.
Ивановская агломерация: Иваново с близлежащими городами Кохма, Тейково, Шуя, а также Ивановский, Комсомольский, Лежневский, Приволжский, Родниковский, Савинский, Тейковский, Фурмановский и Шуйский районы.
Кинешемская агломерация: Кинешма с близлежащим городом Вичуга, а также Вичугский, Заволжский, Кинешемский, Пучежский и Юрьевецкий районы.
Также выделяются две территории развития, имеющие конкурентные преимущества в плодородии земель, но требующие активных вложений в их развитие:
– Гаврилово-Посадский и Ильинский районы с высоким и средним инвестиционным потенциалом в плане развития агропромышленного комплекса
– Верхнеландеховский, Лухский, Палехский, Пестяковский и Южский районы с невысоким инвестиционным потенциалом, но достаточно низким уровнем инвестиционного риска.
Об изменении административного деления в рамках основных агломераций в стратегии ничего не сказано. Какие-либо преимущества одним только вербальным оформлением агломераций также не указаны. Фактически, они только названы агломерациями. При этом существование реальных агломераций в том составе, в каком они внесены в стратегию, вызывает сомнение.
По факту таких агломераций сейчас нет, а волевым решением они не создаются. Но, видимо, это и есть главная стратегическая задача в расчете на пока чисто гипотетический агломерационный эффект.
Пересказать стратегию, конечно же, невозможно – это 125 страниц текста с таблицами. В ближайшее время губернатор и члены областного правительства со своей стороны наверняка расскажут о ключевых линиях стратегии развития. Но очевидно, что отказ от разработки новой стратегии в пользу внесения изменений в старую говорит как об отсутствии больших идей, так и о довольно прохладном отношении собственно к такому документу как стратегия. Может, это и правильно.