Тариф на перевозку пассажиров в ивановском троллейбусе занижен как минимум вдвое.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области установил, что предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров в ивановском троллейбусе с 1 января 2021 года составит 30,88 руб. за одну поездку. Максимальный тариф и стоимость проезда не одно и то же: цена билета, которую устанавливает мэрия, всегда ниже.
По сравнению с текущим годом, предельный максимальный тариф на следующий год вырастет на 4,7 процента. Видимо, примерно на эту же величину мэрия затем увеличит и стоимость проезда.
Однако итоговые цифры максимального тарифа не интересны, они никак не отражают составляющие цены, расходы и пассажиров. Департамент энергетики и тарифов при всем уважении к его деятельности, калькуляторам, математическому анализу, рыночной конъюнктуре, экономическим условиям и пандемии коронавируса – всего лишь увеличил размер тарифа на расчетную величину инфляции. То есть банально подогнал все исходные условия под искомые 30 рублей 88 копеек.
Расчеты муниципального унитарного предприятия «Ивановский пассажирский транспорт» (МУП «ИПТ» – троллейбусное депо) дают совсем другой предельный максимальный тариф – 76 рублей 60 копеек, то есть в два с половиной раза больше. И нет никаких сомнений, что расчеты МУП «ИПТ» верные, а расчеты департаменты в части ключевого параметра взяты с потолка.
Столь большая разница в расчетах объясняется тем, что примерно одинаковую сумму расходов департамент и МУП «ИПТ» делят на разное количество пассажиров, которых перевозит ивановский троллейбус в год.
«ИПТ» дает не оценку, а реальную цифру – 10,593 млн пассажиров в год. Это корректные данные о пассажиропотоке, который сокращался все последние годы. Пять лет назад было 13 млн. Эти цифры официальные и точные, неоднократно озвученные и предприятием, и чиновниками.
Тем не менее, по расчетам департамента, ивановский троллейбус перевозит 25,821 млн пассажиров в год. Отсюда и разница в тарифах в два с половиной раза. Фактически, департамент в своих расчетах оперирует «мертвыми пассажирами» – по аналогии с гоголевскими «мертвыми душами».
Конечно, ивановский троллейбус теоретически может перевозить 25 млн пассажиров в год, то есть в два с половиной раза больше, чем сейчас. Но для этого необходимо почти полностью запретить работу пассажирских автобусов.
Очевидно, что 25 млн департамент взял с потолка, чтобы уложиться в расчетах не выше темпов роста инфляции. К реальности этот тариф не имеет никакого отношения. Также очевидно, что недостающие средства для компенсации убытков троллейбусного депо берутся из областного и городского бюджетов. Таким образом, стоимость проезда части населения города Иванова в троллейбусе дотируется за счет даже не всех жителей города, а за счет всех жителей области.
Расшифровка параметров, на основании которых формируется тариф для МУП «ИПТ» важна для понимания того, что безубыточность работы ивановского троллейбуса в принципе невозможна. Потому что невозможно более чем вдвое увеличить количество пассажиров. Все остальные факторы, влияющие на эффективность и себестоимость, не идут ни в какое сравнение с пассажиропотоком.
При этом также важно помнить, что новые троллейбусы, которые закупаются для города Иванова, оплачены не тарифом, а федеральным бюджетом. Таким образом, ивановский троллейбус – это крест, который несет и будет нести Ивановская область без всяких перспектив на то, чтобы сделать этот вид транспорта хотя бы безубыточным.