Ивановский губернатор Воскресенский освежил замшелую сказку про туризм словом «умный». Видимо, намекает, что до него тут умных-то отродясь не бывало.
Годы идут, губернаторы меняются, но ничего не меняется в риторике и мыслях губернаторов. Накануне, губернатор Воскресенский провел в Палехе совещание-обсуждение на тему развития туризма в Палехе. Повеяло старыми, добрыми, меневскими временами: «Подготовить детальный комплексный план по увеличению туристического потока в Палех с целью создания новых рабочих мест и роста доходов жителей от развития этой сферы поручил губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский в ходе круглого стола».
Если убрать фамилию, то можно вставлять как эпиграф к любой ивановской эпохе со времен от развала СССР. Тут даже Мень не был первопроходцем. Единственное новшество к хорошо известному – Воскресенский теперь требует, что это «должен быть умный туризм». Раньше был глупый туризм – и никакого проку. Теперь будет умный – и заживем.
Российская земля удивительная, особенно, в центральной части страны. Куда ни ткнешь, везде какое-то уникальное место – природные красоты, история, церковная архитектура, народные промыслы и забавы, кулинария и винокурни. Да чего только нет. Но главное – везде.
Вот был бы один Палех на все ЦФО, а кругом него выжженная земля после монголов, французов и немцев… Но это лишь мечта. Ведь плюнуть некуда, чтобы в уникальное не попасть. И каждое в изобилии имеющееся уникальное хочет монетизировать свою уникальность. Невдомек монетизаторам, что уникальность и массовость плохо сочетаются и вербально, и финансово.
Туризм – это всероссийский обман. Эдакие сказочные кисельные берега. Можно десятилетиями прозябать в нищете с этим туризмом, но по-прежнему не просто говорить о нем, а уповать на него. Потому что кажется, настолько все легко и просто – надо только таблички с указателями повесить и какие-нибудь графики синхронизировать.
Страждущих получить деньги от жирного московского туриста во сто крат больше, чем этот турист может прокормить. Туризм – ловушка. Зарабатывают на нем только крупные туроператоры, которые предлагают продукт не с названием «Палех», а с названием «Все красоты Золотого кольца за выходные».