В проблемах при реализации знаковых бюджетных проектов, как правило, винят недобросовестных исполнителей. При этом, видимо, сознательно правительство Ивановской области умалчивает о качестве заказчика – то есть самого себя.
В среду 27 января губернатор Воскресенский посетил Кинешму, где среди прочего побывал на строительстве ФОКа (физкультурно-оздоровительного комплекса) с плавательным бассейном. Его должны были достроить 31 декабря 2020 года, но не успели.
Воскресенский как обычно обвинил во всем генерального подрядчика и потребовал примерно наказать – заставить построить за свой счет в Кинешме детскую площадку. Насколько законно такое требование и как оно соотносится с условиями контракта – пусть разбирается прокуратура, сейчас не об этом.
Губернатор, правительство Ивановской области, мэры и прочие члены единой команды управления регионом установили однозначные правила игры при реализации государственных и муниципальных контрактов: мы платим деньги, значит, вы (исполнители, подрядчики) – всегда неправы.
Власть в деле распределения бюджетных потоков является монополистом, и сам по себе весь процесс, связанный с бюджетом – это монополия. Поэтому ключевое значение имеет качество заказчика, то есть в данном случае его добросовестность и компетентность. Копнем глубже строительство бассейна в Кинешме.
Изначально стоимость работ по контракту составляла 86,7 млн рублей. Затем, с октября 2020 года в него были внесены несколько изменений, в результате которых сейчас стоимость контракта составляет уже 93,6 млн рублей. Основание для правок – существенные изменения условий контракта, то есть корректировка проекта и дополнительные работы.
При этом сроки контракта не отодвигались. Но это же невозможно. И дело не только в дополнительных работах, а в том, что каждое изменение требует еще и согласований с надзирающими государственными органами в сфере проектирования и строительства. Разумеется, в таких условиях уложиться в изначальные сроки невозможно.
Но государственный или муниципальный заказчик всегда требует от исполнителя соблюдение первоначальных сроков, хотя, вина лежит на заказчике. Проект был не совсем точен, неправильно привязан к местности, по ходу дела захотелось улучшить (возможно, по просьбе губернатора), в ходе строительства обнаружились коммуникации, о которых при проектировании почему-то забыли и так далее.
Исполнитель редко спорит – иначе можно не получить деньги полностью или потом долго их выбивать из бюджетного заказчика. Поводов не заплатить сколько угодно, включая самый легкий – просто не платить без объяснения причин, а подрядчик пусть обращается в суд.
Почему заказчику так важен срок? Объяснение этому, как ни странно, в сроке окончания контракта. Обратите внимание, знаковые проекты – Дворец спорта, инфекционный госпиталь, бассейн в Кинешме – все имеют срок окончание работ 31 декабря. То есть до конца финансового или бюджетного года. Губернатор и областное правительство не могут переносить сроки финансирования из-за особенностей обращения с бюджетом.
Все прекрасно понимают, что в этом году закончить объект не удастся, поэтому ставят максимально возможную дату – 31 декабря. И все упираются. А как упираются? Понятно как – снижая качество и нарушая технологический процесс.
Заказчик – коллективное правительство Ивановской области – не в состоянии обеспечить качественный проект и, самое главное, приемлемые сроки начала поиска подрядчика. Зачастую конкурсы объявляются слишком поздно. При этом еще и качество конкурсной документации и организация торговых процедур таковы, что итоги торгов приходится отменять, в документацию вносить изменения и начинать все сначала. Но сроки выполнения работ не продлеваются – все должно быть сделано в текущем году.
Вот так и случаются истерические припадки губернатора с обвинениями исполнителей. Ведь сам себя он обвинить не может.