Ничего не будет: ни ЦИК, ни Облизбиркома, ни хитроватых председателей участковых избирательных комиссий – одно сплошное телевидение, то есть интернет голосование.
На сегодняшний день отсутствуют технологические и организационные препятствия к тому, чтобы создать некую интернет-платформу для всеобщего, прямого голосования на любую заданную тему. Существует неопределенность юридическая, но это вопрос не принципиальный в контексте реальной возможности такого голосования и его непосредственного влияния на социально-политическую ситуацию даже в отсутствие законодательного регулирования.
Нужна только группа людей, обладающих достаточными финансовыми ресурсами и волей. Можно предположить, что все больше людей будут поддаваться соблазну создать такую систему и использовать ее.
Собственно соблазн заключается в том, что, даже не имея юридической силы, то есть находясь вне рамок законодательства о выборах, такого рода голосование при достаточно большом числе участников уже невозможно будет игнорировать. И более того, такого рода голосование может создать предпосылки к реализации демократии прямого действия, которая в соответствии с духом демократических деклараций о воле народа, с которыми согласны и левые, и правые, и либералы, и консерваторы – окажется в глазах общества более легитимной по сравнению с запутанными процедурами обычного голосования.
Соблазн также заключается в длительности и даже, возможно, непрерывности голосования. Российские власти в какой-то мере уже оценили продление сроков голосования, хотя, и в другом контексте.
Обычное голосование, даже трехдневное или двухнедельное все равно подразумевает стандартную процедуру. К тому же, многодневное обычное голосование практически невозможно будет организовать по финансовым и организационным причинам. К тому же, такое голосование парализует работу множества людей и организаций.
Интернет голосование можно проводить, например, месяц или полгода. И это создает совершенно иной политический и выборный пейзаж. Сейчас выборы тоже по сути идут несколько месяцев – и только итог наступает в один день (или три по-новому, что не принципиально).
Голосование же в течение всего периода агитации позволит политическим силам точнее аргументировать свою позицию, корректировать ее и, что самое главное, практически полностью охватить голосованием все население. Ходить никуда не надо, а за полгода (да хоть за месяц) всякий уж как-нибудь да забредет на платформу для голосования.
Ныне существующие системы выборов – в России, Европе, США, Азии и Африке – все настроены на манипуляцию, на обман избирателей. По другому и невозможно, длительный агитационный период по определению нагнетает истерику к главному дню – это как выход спортсмена на пик формы. Длительное же голосование в удаленном режиме создает больше предпосылок для осмысленного и честного выбора, хотя и не гарантирует таковой.
В любом случае, формы прямого волеизъявления граждан рано или поздно будут привлекать все больше участников, и превращаться из стихийного проявления эмоций узкими группами лиц во все более организованный процесс и даже процедуру широких масс, которая (процедура) начнет реально конкурировать с традиционной системой голосования.
И тогда начнется самое интересное – обсуждение глобального вопроса современной цивилизации, что есть демократия. Насколько воля народа здесь и сейчас, а не в точке, к которой его постепенно подводят властные и политические элиты, соответствует демократическим нормам и стандартам.