24 апреля 2024
Экономика и политика

Что не так с Ивановской областью?

Все ивановские губернаторы опускают руки и начинают действовать по одному и тому же сценарию.

Губернатор Воскресенский 25 марта 2021 года вместе с ивановским мэром Шарыповым провел встречу с архитекторами и краеведами. Встреча – это некая условность, поскольку все такого рода мероприятия с участием Воскресенского представляют собой монолог в обрамлении кратких выступлений некритично настроенной (потому что тщательно подобранной) аудитории.

Встречи с креативным классом в принципе благодатны, поскольку этот класс интересует, прежде всего, задача самовыражения, а не критической оценки чего-либо или кого-либо. Если такая возможность предоставляется, то никаких проблем в общении не возникает.

Эти посиделки гуманитариев-интеллектуалов (только Шарыпов несколько выбивается из ряда) во главе с губернатором имели два слоя. Один – на поверхности – прагматичная задача ремонта Лежневской и Шереметевского проспекта. Тут все просто: посоветоваться с людьми, как красить, как бордюр укладывать и проч.

Печально, конечно, что Воскресенский спустя три года работы в Ивановской области пришел ровно к тому, к чему в свое время пришел и бывший губернатор Михаил Мень – туризм и преображение улицы Лежневской в Иванове, которая от такого внимания становится все краше и краше. Хотя, никакой проблемы ни в Лежневской, ни в Шереметевском проспекте нет – в Иванове не хватает новых дорог, ремонт старых ничего с трафиком и аварийностью не делает. Однако на решение этой задачи, очевидно, у областных и городских властей большого энтузиазма нет.

Второй слой – идейный, глубинный, затрагивающий нечто укорененное и в сознании, и в фундаментальных условиях жизни ивановцев. Именно это отличает данную встречу губернатора от других. Была попытка понять, что нужно сделать, чтобы изменить жизнь города (область на втором плане).

Попытка такая же, как и в меневские времена – как бы так сейчас что-то быстренько перекрасить, в том числе, в сознании, чтобы на выходе получить и нового ивановца, и новое Иваново. Идеологом выступил доктор философских наук из ИвГУ Михаил Тимофеев, который озвучил довольно странный тезис о трех комплексах жителей города.

Под комплексами, разумеется, понимаются не материальные объекты, а проблемы сознания человека, отражающиеся на его поведении. По мнению Тимофеева, над ивановцами довлеют три комплекса прошлого: села, моноиндустриального города и «Золотого кольца».

Цитата: «Город стесняется, что когда-то был селом и свою историю ведет от 1871 года, главная городская травма – крах текстильной отрасли, третий комплекс связан с отсутствием древностей, в избытке имеющихся у соседей».

Возможно, эти слова вырваны из более широкого контекста. Но в любом случае, человеческие комплексы лечатся походом к психотерапевту. Даже если вылечить ивановцев от этих трех комплексов (вывожу за скобки их явную надуманность, пусть они как бы существуют на самом деле), то Иваново фундаментально, в соответствии не с умственными комплексами, а с материальными, не перестанет быть большой деревней; не перестанет быть моноиндустриальным городом, зависимым от текстильной отрасли; в городе не появится архитектура и дизайн, обладающие глобальной, объективной ценностью.

Иваново – пустейший город, который не представляет интереса ни своей историей, ни своим пространством.

Те комплексы, о которых говорит Тимофеев, на самом деле не существуют. Это искусственное умозрительное построение доктора философии, который путает причину со следствием. Эти три как бы «комплекса» на самом деле не комплексы ивановцев, а фундаментальные, неотъемлемые признаки материального мира города Иванова и его жителей. Это не лечится.

У ивановцев и в большей степени у ивановской элиты совсем другие комплексы – родина Первого Совета и промышленный гигант. Первый связан с несуществующей, придуманной значимостью города в истории страны. Второй связан с воспоминаниями о значимости города в промышленности страны, хотя, эта значимость имеет большее отношение даже не к советской, а к дореволюционной эпохе.

Эти комплексы завязаны на советские мифы, на краеведение, включая музейные экспозиции, на узкий набор однообразных родственных тем, которые десятилетиями отрабатывает устно и письменно ивановская интеллигенция. Вот с чем надо бороться и от каких комплексов избавляться, если следовать опять-таки надуманной задаче изменить ивановцев.

Следует оставить в покое сознание ивановцев, пусть даже мифотворческое (иначе, совсем ничего у нас не останется). Не надо пытаться создавать какие-то новые бренды, выдумывать несуществующую ценность краснокирпичной и конструктивистской архитектуры. Нет никакого туристического Иванова и нет никакого Иванова в «Золотом кольце» – бредни это всё.

Иваново – классический умирающий город, который в данный момент социально-экономического развития страны и мира оказался на глубоких задворках, хотя и рядом со столицей. Попытка внедрения разного рода идеологических, социальных, мировоззренческих фальшивок на ниве исторической мифологии только углубляет яму, увеличивая потенциал падения.

Вырваться из этой ямы можно только критическим сломом всей ивановской парадигмы. На мой взгляд, это возможно только через уничтожение и мифа, и материальной основы, структуры, которая цементирует ивановскую стагнацию и прозябание – субъект Федерации «Ивановская область». Мы как вырожденцы в умирающей деревне, в которой столетиями семьи создаются сначала из дальних, а постепенно все более близких родственников. Нужен выход, бросок вне пределов обитания.

Люди все это чувствуют – и бегут из города. И абсолютно правильно делают: здесь нет жизни и нет перспектив. Нужен бросок целого города и целой Ивановской области – из города и из области. И бросок этот можно совершить, только ликвидировав область, войдя в систему других субъектов, других связей и отношений.

Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем