Правительство Ивановской области разрывается между интенсивным сценарием развития и «путем полумер».
Постановлением регионального правительства от 27 апреля 2021 года, утверждена Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года.
Прежде всего, заявлено, что предыдущая Стратегия-2020 не была выполнена, поскольку не предполагала действие внешних факторов, возникших в период ее осуществления: кризис 2015 года, антироссийские санкции, пандемия новой коронавирусной инфекции.
В данном контексте возникает вопрос, насколько тогда вообще возможно стратегическое планирование в Ивановской области, которая настолько зависима от внешних факторов, на которые нет влияния и которые невозможно предвидеть?
Также очевидна спекуляция на теме коронавируса на фоне общего мнения о том, что пандемия сильно навредила экономикам всего мира. Безусловно, навредила, но только не экономике Ивановской области. Некоторые текстильные и швейные предприятия региона по итогам 2020 года в разы (!) увеличили выручку и прибыль. И в целом в регионе наблюдался экономический рост.
Судя по всему, пандемия коронавируса, наоборот, помогла Ивановской области улучшить экономическую статистику и повысить объем собранных налогов.
Некоторые базовые характеристики региона в Стратегии-2024 вызывают недоумение. Например: «Выгодное географическое положение области способствует развитию внутренних и внешних экономических и культурных связей. Через нее проходят важные железнодорожные и водные магистрали, которые соединяют центральные и западные регионы с восточными и юго-восточными».
Волга, конечно, водная магистраль. Только она никак не задействована в экономике региона. С тем же успехом можно было бы говорить о воздушном и космическом пространстве над территорией Ивановской области. Очевидная неправда и про важные железнодорожные магистрали.
Однако стратегия на этом не закончилась, поэтому продолжим.
В стратегии отмечены возможности региона, среди которых: «Привлечение высокопотенциального молодого населения из других субъектов Российской Федерации, из стран СНГ (особенно из Азербайджана, Армении, Узбекистана, Украины, Киргизии) и стран дальнего зарубежья (Абхазии, Грузии) за счет активного развития экономики и социальной сферы». Это, видимо, в ответ на выявленные угрозы: «Высокая привлекательность московской агломерации для молодежи. Неблагоприятная демографическая ситуация и напряженность на рынке труда. Старение населения».
Основные проблемы социально-экономического положения Ивановской области:
– межрегиональная дифференциация. Показатель среднедушевого ВРП в Ивановской области демонстрирует стабильную тенденцию – значительное отставание от ряда соседних регионов ЦФО. Аналогичная ситуация прослеживается и с уровнем среднедушевых доходов населения и средней заработной платы
– демографическое развитие и использование человеческого капитала. В Ивановской области сохраняется тенденция естественной убыли населения, уменьшается численность населения трудоспособного возраста. Ежегодно увеличивается демографическая нагрузка на каждого жителя области трудоспособного возраста, что во многом определяет значительные вложения бюджетных средств в систему социальной защиты населения.
Стратегия-2024 отмечает наличие широкого круга проблем во всех сферах социально-экономического развития, во всех отраслях промышленности, сферы услуг, экологии, здравоохранения и так далее. Анализ текущей ситуации идет вразрез с публичными заявлениями губернатора и членом правительства о потенциале Ивановской области.
Стратегия предполагает два сценария развития Ивановской области – интенсивный и консервативный.
В стратегии заявлено, что в настоящее время саморегулирующей силы рынка для обеспечения ощутимого экономического развития уже недостаточно. Выход – в максимальной активизации усилий правительства Ивановской области по обеспечению условий для интенсивного роста экономики области. Интенсивный сценарий характеризуется тем, что выявленные путем анализа стратегически перспективные отрасли реального сектора экономики должны развиваться темпами в 2-3 раза выше существующих.
В случае если системные намерения правительства Ивановской области не будут реализованы по причине непреодолимых факторов, вступит в силу «консервативный» сценарий или «путь полумер». При реализации данного сценария возможны следующие последствия для региона:
– снижение инвестиционной активности
– рост стоимости финансовых ресурсов для ведения хозяйственной деятельности
– рост безработицы
– падение уровня доходов населения
– усиление миграционных потоков в более развитые регионы Российской Федерации.
Исходя из духа и буквы стратегии, можно сделать вывод, что выбор интенсивного или консервативного сценария развития области будет зависеть от тех самых внешних факторов, на которые у области влияния нет.
И тогда странно и необоснованно звучит заявление о «максимальной активизации усилий правительства Ивановской области по обеспечению условий для интенсивного роста экономики области». Очевидно фундаментальное противоречие между желаемым и прагматической оценкой текущей ситуации и возможностей.
При всем уважении к авторам и 200-страничному объему документа, стратегией бы я его не назвал. Остается надеяться, что внешние факторы будут настолько благоприятны, что усилия правительства Ивановской области можно будет признать эффективными, даже если правительство вообще ничего делать не будет, ведь от него ничего не зависит.