Экономика и политика

Ивановская область по уровню благосостояния семей заняла 83 место из 85 возможных

Губернатор Воскресенский отложил борьбу с бедностью в Ивановской области на период после окончания срока полномочий президента Путина в 2024 году и своего ухода из Ивановской области.

Губернатор Воскресенский 27 мая 2021 года подписал постановление регионального правительства об утверждении региональной программы «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Ивановской области на период до 2030 года». Иными словами – программа снижения бедности, под которой (бедностью) и подразумевается доход ниже прожиточного минимума.

Накануне правительство Ивановской области опубликовало пресс-релиз, посвященный этой программе. Зная истинное содержание постановления правительства  и его краткий пересказ для широкой публики на сайте правительства, может сложиться впечатление, что речь идет не только о разных документах, но и о разных правительствах и регионах.

Уровень бедности – это ключевой параметр оценки работы губернаторов, а снижение уровня бедности – в принципе, главная цель работы власти. Потому что все эти инвестиции с бюджетами, напряженная работа чиновников и борьба за экономику нужны не для того, чтобы богатые стали еще богаче, а чтобы бедных стало меньше.

Однако проблема реальной бедности вступает в конфликт с интересами губернатора и его правительства. Поскольку разговоров про замечательных жителей Ивановской области, комфорт, прекрасные новые дороги, рост инвестиций и лидерство по темпам роста непонятно чего – много, а бедных – тоже много, и меньше не становится.

Соответственно, есть закрытая от широкой общественности тема с обозначением реальной проблемы и реального положения вещей, по которой необходимо как-то оправдываться и отчитываться перед администрацией президента и правительством РФ, и есть публичное пространство, в котором царят пропаганда, а зачастую и откровенное вранье. При этом умолчание о проблемах это тоже вранье.

Вернемся к документу. Цель программы: снижение уровня бедности к 2030 году в два раза по сравнению с 2017 годом. Запомним ее, и поговорим о ней позже.

В документе, то есть в программе борьбы с бедностью указаны фундаментальные, базовые факторы и тенденции, определяющие текущую ситуацию и перспективы Ивановской области в экономике и уровне жизни, а также реальные возможности, точнее, их отсутствие. Именно базовые, поскольку ими невозможно манипулировать, как теми пустыми цифрами темпов движения к каким-то надуманным показателям, которыми так любят щеголять губернатор и его окружение.

В частности, в документе указано, что на протяжении последних лет в структуре доходов консолидированного бюджета Ивановской области отмечается ежегодное снижение доли собственных доходов и, соответственно, рост доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Таким образом, уровень финансовой самообеспеченности Ивановской области в 2020 году составил менее 50 процентов исполняемых обязательств.

При этом важно понимать, что с увеличением дотаций федерального бюджета роста уровня жизни в регионе все равно не происходит.

Также в документе честно признается, что по соотношению размера денежных доходов населения и величины прожиточного минимума Ивановская область в ЦФО занимает последнее место. Соотношение денежных доходов населения и величины прожиточного минимума: по Российской Федерации – 3,2; по Ивановской области – 2,5.

Ну, и самое главное признание (прямая цитата): «По данным исследований ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», по уровню благосостояния семей в 2020 году Ивановская область была на 83 месте в Российской Федерации (2017 год – 82 место)».

Напомню, что регионов в Российской Федерации – 85.

Как губернатор Воскресенский собирается бороться с бедностью в Ивановской области, ведь от этого зависит, в том числе и его судьба, как карьерного чиновника высокого уровня? И здесь тонкий момент: с одной стороны есть меры по борьбе с бедностью, а с другой – показатели уровня бедности по годам. Одно с другим надо бы соотнести, а как-то не соотносится, точнее уровень бедности соотносится с чем-то совсем другим. Попытаюсь расшифровать.

Меры борьбы с бедностью очень просты и кратки:

– социальная поддержка граждан

– повышение зарплат бюджетникам

– контроль над доходами в коммерческом секторе

– содействие занятости населения

– рост инвестиций

– создание рабочих мест

– поддержка функционирования ТОСЭР

– повышение квалификации работников, профессиональное обучение

– продуктовые наборы малоимущим (с 2021 года – 9 тыс. человек).

Правда, перечисление этих мер в документе занимает 40 страниц. Все дело в пункте, указанном в начале – «социальная поддержка граждан». В программе эти меры, извините, тупо перечислены все какие есть и финансирование которых предусмотрено областным бюджетом по разделу «социальная поддержка».

Теперь начнем соотносить меры и уровень бедности. Вспоминаем цель программы: снижение уровня бедности к 2030 году в два раза по сравнению с 2017 годом.

Почему к 2030 году, что за сакральная дата? И почему по сравнению с 2017 годом, а не с завершившимся 2020-м, ведь программа на 2021–2030 годы? А потому, что в публичном рассказе о программе бедности сознательно не приведены никакие цифры и динамика уровня бедности, чтобы создать впечатление поступательного и равномерного движения к лучшей жизни, чего на самом деле нет.

Уровень бедности с 2017 по 2020 годы (в процентах по отношению к численности населения области):

2017 – 14,3

2018 – 14,7

2019 – 14,2

2020 – 14,7.

Очевидно, что нет никакой положительной динамики, наоборот, есть отрицательная. Так, может, все дело в том, что программы борьбы с бедностью еще не было?

Вот прогнозный уровень бедности после начала действия программы:

2021 – 14,7

2022 – 14,5

2023 – 14,2

2024 – 14,0

2025 – 13,5

2026 – 12,0

2027 – 11,0

2028 – 10,0

2029 – 9,0

2030 – 7,2.

Любопытно, что вплоть до 2024 года фактически нет снижения уровня бедности. А потом, после окончания срока полномочий президента Путина, вдруг начинается резкое снижение уровня бедности. И завершается все апофеозом, когда в 2030 году – сразу на 1,8 процентных пункта меньше.

Воскресенский, он же не враг себе, чтобы давать наверх невыполнимые цифры. В Кремле и федеральном правительстве лучше него и независимо от него считают число бедных. Поэтому чего врать-то. А вот после 2024 года – неизвестно что будет вообще, но, очевидно, Воскресенский надеется, что его-то здесь, в Ивановской области, уж точно не будет.

Поэтому данные по снижению уровня бедности в программе соотносятся не с мерами снижения бедности, а с периодом нахождения Воскресенского на посту губернатора и после этого. Пока Воскресенский здесь – цифры реальные, то есть снижения уровня бедности нет, и никто его в обмане федеральных властей не обвинит, а потом – хоть потоп. При этом динамику снижения Воскресенский Кремлю представил, то есть меры принял.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем