«И тебя тоже вылечат…»
Ковид-диссидентов, отрицающих само наличие коронавируса или его какие-либо специфические отличия от насморка, благодаря тому же коронавирусу за последний год сильно поубавилось. Я имею в виду не их смерть от ковида (хотя, к сожалению, это случается), а их отказ от собственных убеждений сродни религиозным.
Им на смену пришли вакцино-диссиденты. Они не так однородны, как ковид-диссиденты, и формируют разные группы.
Одни не верят в вакцину: плохая, неисследованная, неэффективная. Другие в принципе отрицают любое вакцинирование как метод лечения и профилактики. Третьи считают это посягательством на свои права и свободы, относя вакцинацию к одной из форм государственного принуждения вне зависимости от мотивов принуждения.
Все типы вакцино-диссидентов, наверное, могут найти свою нишу в различных разделах психологии и быть объяснены. Только смысла в этом нет, поскольку психология давно все это классифицировала на других примерах – то есть научного и практического значения исследование феномена вакцино-диссидентов не имеет.
Многие люди не верят, что американцы высадились на Луну, причем в США таких едва не ли не больше, чем во всем остальном мире. Это тоже феномен, на первый взгляд необъяснимый, но если исследовать каждый конкретный случай, то обязательно найдется объяснение в рамках известных науке состояний.
Неверие или отрицание – это форма защиты душевного спокойствия через отказ признавать что-либо нежелательное, даже очевидное, или не вписывающееся в представление об окружающем мире. Например, если сейчас инициировать дискуссию на тему круглая ли Земля, то обнаружится масса убежденных сторонников того, что она плоская, хотя, в Гагарина и полеты в Космос верят. Просто сейчас тема шара и плоскости никого не волнует, поскольку это не мешает жить, а демонстрировать свои уникальные познания и свободолюбие и оттачивать ораторское мастерство в соцсетях гораздо проще на вакцине и коронавирусе.
Объяснять что-либо вакцино-диссидентам и тем более бороться с ними и невозможно, и не нужно. Заставлять вакцинироваться, наверное, тоже. Но можно действовать в их логике.
Ведь человеку, верящему в Бога, ни придет в голову мысль пожаловаться государству на то, что Тот не слышит его молитвы. Так и здесь, если человек верит в существование вакцинного заговора, то он не должен верить в возможность и право государства (науки, медицины, здравоохранения) лечить его от коронавируса.
Отказывать в лечении, конечно, нельзя никакому больному, но по отношению к вакцино-диссидентам необходимо предъявлять от имени страховых компаний регрессные иски по взысканию стоимости лечения. Причем, необходимо быть гуманными до конца. Не требовать у больного справку о вакцинации, а спрашивать: верит ли он в вакцинацию? Если не верит – пусть осознанно платит за свое лечение. Ведь истинные вакцино-диссиденты не будут обманывать, а за убеждения заплатить – одно удовольствие.