По всей видимости, только на закупке ФАПов из бюджета Ивановской области было выведено (похищено?) порядка 150 млн рублей.
Члена правительства, директора департамента здравоохранения Ивановской области Артура Фокина отправили в СИЗО на два месяца по обвинению в хищении бюджетных средств в составе преступной группы. Насколько известно, сумма ущерба составляет порядка 10 млн рублей. Это какие-то копейки.
Через ивановское здравоохранение ежегодно проходят финансовые потоки в миллиарды рублей. Основные расходы, кроме зарплаты – закупка оборудования, лекарств, расходных материалов, ремонт и строительство объектов.
Далее следует сделать небольшое отступление для раскрытия схемы возможных хищений в системе здравоохранения и шире – государственных закупок.
Наибольший потенциал для хищений представляет схема определения начальной (максимальной) цены контракта – так называемой НМЦК – через сбор коммерческих предложений. Например, больница или даже целый департамент здравоохранения понятия не имеют, сколько может стоить фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Делается запрос неким фирмам-поставщикам. Так как у всех в России не спросишь, то выбирают три-пять по каким-то неведомым критериям, которые ничем не регламентированы.
Разумеется, эта самая НМЦК может быть любой. Особенно, если вы договоритесь с поставщиком. Цена завышается вдвое, разницу между реальной ценой и ценой закупки из бюджета участники сговора кладут в карман. В этой схеме главное – чтобы победу одержал нужный поставщик, вопреки конкурентам, у которых цена заведомо ниже (ведь у них цена реальная).
Отсюда всякие фокусы с критериями отбора поставщиков с учетом не только цены, но и других искусно подобранных показателей. А также отсев ненужных участников торгов на предварительном этапе.
Насколько повально увлечение такой схемой, сказать сложно при колоссальных объемах закупок, которые невозможно отследить. Но эту схему нужно держать в уме, изучая госзакупки – и тогда многие странности становятся понятными.
Теперь можем обратиться к непосредственной теме статьи – закупке ФАПов для нужд здравоохранения Ивановской области. Кстати, многие новые ФАПы стоят пустыми, потому что нет денег наполнить их даже самым элементарным оборудованием. Это и неудивительно, зная, как проходили закупки и куда делись деньги.
В конце прошлого года департамент здравоохранения и больницы купили 52 ФАПа по цене почти в 5 млн рублей на общую сумму 257,06 млн рублей. В этом году уже купили еще 24 ФАПа по цене 5 млн рублей на общую сумму 120 млн рублей.
Цена в 5 млн рублей за один ФАП завышена примерно в полтора-два раза.
Что такое ФАП? Это слегка улучшенный вариант строительного вагончика с «евроремонтом». Площадь ФАПа – 56 кв. метра. То есть порядка 89,3 тыс. рублей за один кв. метр. И это при оптовой закупке у единственного поставщика. К тому же следует учитывать, что земля бесплатная, подводка коммуникаций тоже бесплатная. То есть ФАП – это просто коробка.
Анализ цен на ФАПы (не у производителей, а по факту госзакупок) в других регионах наводит на очень грустные мысли о беспросветной бедности ивановского здравоохранения по причине странных расходов и закупок.
Например, январь 2022 года: Красноярский край – 3,5 млн рублей за штуку, Ростовская область – 1,6 млн рублей, Воронежская область – 2,6 млн рублей и так далее. Напомню, что 52 ФАПа Ивановская область закупила еще в прошлом году.
Намедни, правда, наши деятели слегка прокололись. В марте этого года нужно было для ивановской 1-й городской больницы (обслуживает также жителей сельского Ивановского района) срочно, вне общей закупки приобрести один ФАП. И что? Купили – за 3,9 млн рублей. Огород городить было некогда, да и всего один ФАП на фоне десятков других – купили без затей, по конкурентной цене у совсем другого поставщика.
Только по этому факту видим 1,1 млн рублей возможной экономии с каждого ФАПа из 76 закупленных за последние полгода. Однако по логике и обычаям нормальной экономической деятельности, если закупать не один ФАП, а много, то цена была бы не 3,9, а еще ниже.
Таким образом, только на закупках ФАПов Ивановская область потеряла по самым скромным подсчетам около 150 млн рублей. И, по моему глубокому убеждению, эти деньги были сознательно похищены.
А что тут сделаешь, если департамент здравоохранения и больницы хотят непременно купить не за 3, а за 5 млн рублей?
В дополнение следует сказать, что организатор проведения торгов не устанавливал источник происхождения коммерческих предложений и не проводил сопоставление якобы рыночных цен с аналогичными закупками ФАПов. Приемка ФАПов проводилась без экспертизы. Больше того, отсутствуют сведения об участии в работе приемочных комиссий сотрудников департамента здравоохранения.
Это тем более странно, что ивановский губернатор Воскресенский требует, чтобы даже простые обыватели участвовали в приемке неких важных объектов. А тут департамент здравоохранения ФАПы сам не принимает. Так может быть, но только если смысл всей затеи заключался не в работе ФАПов, а в их закупке, после чего про них можно сразу забыть.