Декларации ОБСЕ не приживаются и не понимаются на ивановской почве.
Ивановская областная дума на заседании 29 апреля заслушает доклад уполномоченного по правам человека в Ивановской области Светланы Шмелевой о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Ивановской области в 2021 году. Доклад, разумеется, уже написан и напечатан.
В докладе 150 страниц. Хотелось бы покороче, поскольку такой объем текста, большая часть которого пустая статистика, представляет собой всего лишь словесную кашу бюрократа-начетчика, из которой очень сложно выудить проблемы, тренды, цели и задачи, несмотря на присутствие формальных рекомендаций в адрес разного рода ведомств.
Из интересного. Омбудсмен Шмелева пишет: «Уполномоченным направлялись соответствующие запросы в адрес главы администрации города Иванова В.Н. Шарыпова и начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Д.А. Вавринчука. К сожалению, от указанных лиц были получены лишь отписки. Так, оказывается, ожидание троллейбуса в течение 1 часа – это норма, время работы транспорта устанавливает перевозчик, транспортные средства проходят техосмотр, за нарушение водителями ПДД к ответственности их привлекают сотрудники ГИБДД. В ответах не сказано ни одного слова о том, какие меры намерены предпринять органы исполнительной власти и местного самоуправления для улучшения работы общественного транспорта».
Также Шмелева раскрывает ситуацию с получением российского гражданства. В Ивановской области в 2021 году из 3509 обращений о приобретении российского гражданства, было удовлетворено 3028. Из них 89,5 процента (2709 человек) – это выходцы из республик бывшего СССР.
В начале доклада о состоянии с правами человека в Ивановской области Шмелева выражает искреннюю признательность губернатору Воскресенскому, а в конце доклада – вообще всем органам власти, профсоюзам, СМИ и так далее. И заключает:
«Современная жизнь – серьезный вызов человеческому измерению. Важно и дальше быть вместе. Уверена, что совместными усилиями мы сможем сохранить и развить ценности в сфере защиты прав человека. Всем крепкого здоровья, мира, благоденствия, профессиональных успехов, семейного благополучия!».
Шмелева здесь использует заимствованный термин «человеческое измерение», который введен в оборот ОБСЕ. Из справочника ОБСЕ: «В терминологии ОБСЕ термин «человеческое измерение» используется для обозначения набора норм и видов деятельности, связанных с правами человека и демократией, которые рассматриваются в ОБСЕ в качестве одного из трех измерений безопасности, наряду с военно-политическим и экономико-экологическим измерениями. Данный термин свидетельствует также о том, что нормы ОБСЕ, относящиеся к человеческому измерению, охватывают более широкую область, чем традиционное право прав человека».
Есть большое сомнение, что омбудсмен Шмелева занимается проблемами прав человека и «человеческого измерения». Скорее, она в меру сил пытается добиться от чиновников по обращениям граждан соблюдения российских законов и социальных прав, предоставленных гражданам этими законами. И права человека, как набор либеральных ценностей, искусственно привнесенных в российскую повестку, здесь абсолютно ни при чем.