Саморегулирующей силы рынка уже недостаточно. Необходима максимальная активизация усилий правительства Ивановской области по обеспечению условий для интенсивного роста экономики.
Губернатор Воскресенский 14 июня 2022 года утвердил «Стратегию социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года». Она заменила стратегию до 2024 года, утвержденную в апреле 2021 года.
Основная стратегическая цель социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года – повышение качества жизни населения региона, создание условий для развития человеческого капитала на основе реализации промышленного, научного и культурно-туристического потенциала.
Общая стратегическая цель будет обеспечиваться через достижение следующих целей:
– развитие промышленного кластера (в текстильном и швейном производстве) и машиностроительного производственного комплекса
– поддержка действующих территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)
– развитие особой экономическое зоны промышленно-производственного типа «Иваново» (ОЭЗ ППТ «Иваново»)
– повышение инвестиционной привлекательности региона
– создание и развитие инфраструктуры в рамках формирования индустриальных парков
– повышение конкурентоспособности и производительности труда
– формирование инновационной инфраструктуры и инфраструктуры научной деятельности
– импортозамещение
– совершенствование системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса
– развитие сельского хозяйства
– развитие инженерной, транспортной и туристической инфраструктуры
– улучшение здоровья населения, значительное сокращение миграции в соседние регионы
– увеличение доходов населения и повышение качества социального обслуживания.
Ключевые проблемы развития Ивановской области:
– показатель среднедушевого ВРП в Ивановской области демонстрирует значительное отставание от ряда соседних регионов ЦФО. Аналогичная ситуация прослеживается и с уровнем среднедушевых доходов населения и средней заработной платы.
– в Ивановской области уменьшается численность населения трудоспособного возраста
– дефицит кадров, недостаточный уровень квалификации персонала всех уровней, в том числе связанный с низким уровнем заработной платы
– ввод новых мощностей в электроэнергетике существенно отстает от роста объема физически изношенного и морально устаревшего оборудования
– неустойчивость сельскохозяйственного производства в целом, что обусловлено как природными условиями, так и экономической составляющей
– отсутствие в регионе якорных инвесторов для реализации туристских проектов по созданию современной туристской инфраструктуры
– значительный износ инженерных сетей, водопровода и канализации, низкий технический уровень автомобильных дорог, низкая пропускная способность автомобильных дорог.
Учитывая нарастающие макроэкономические угрозы в виде усиления международной и межрегиональной конкуренции, в настоящее время саморегулирующей силы рынка для обеспечения ощутимого экономического развития уже недостаточно. Выход – в максимальной активизации усилий правительства Ивановской области по обеспечению условий для интенсивного роста экономики. Стратегическая цель и задачи социально-экономического развития Ивановской области до 2030 года направлены на реализацию сценария интенсивного развития.
Основные факторы будущего интенсивного развития:
– привлечение крупных инвесторов в текстильное производство, машиностроение и АПК с целью проведения ускоренной модернизации материально-технической базы и стандартизации продукции для ее продвижения в трансрегиональные торговые сети
– привлечение инвестиций для создания новейших высокотехнологичных производств, формировании на их основе интеграционных систем кластерного типа
– привлечение международных партнеров в область туризма и гостиничного бизнеса с целью формирования международного туристического потока и условий пребывания на территории области на уровне мировых стандартов
– реализация программ модернизации предприятий области, поддержки продвижения товаров ивановской промышленности на российский и международный рынки
– целенаправленный инвестиционный маркетинг Ивановской области, плановая работа по созданию и продвижению привлекательного имиджа региона среди российских предпринимателей и иностранных инвесторов
– создание системы подготовки управленческих кадров международного уровня
– развитие кадрового потенциала области, особенно системы подготовки рабочих кадров.