Стратегия повышения цифровой зрелости не выглядит реализуемой в обозначенные сроки.
Губернатор Воскресенский 24 августа 2022 года утвердил изменения в «Стратегию цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Ивановской области», принятую в августе 2021 года. Речь идет о кардинальном обновлении стратегии, хотя срок реализации – 2024 год – остался прежним.
Цифровая трансформация Ивановской области – это достижение высокого уровня цифровой зрелости ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления с целью оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки.
Среди прочего, в обновленной стратегии почти втрое увеличено количество внедряемых технологий. Это:
1. Технологии сбора и обработки больших данных
2. Технологии в области искусственного интеллекта
3. Технологии быстродействующих систем обработки информации
4. Технологии информационного моделирования
5. Технологии микроэлектроники и радиоэлектроники
6. Технологии виртуальной и дополненной реальности
7. Технологии «блокчейн»
8. Технологии проводной и беспроводной передачи данных
9. Технологии интернета вещей
10. Облачные технологии
11. Цифровые двойники
12. Системы распределенного реестра
13. Системы потокового распознавания
14. Системы поддержки принятия решений, рекомендательные системы
15. Компьютерное зрение
16. Распознавание и синтез речи
17. Обработка естественного языка, анализ текстов
18. Машинный перевод
19. Генерация текстов
20. Поиск аномалий
21. Анализ временных рядов
22. Новые производственные технологии.
В стратегии обозначены риски и проблемы внедрениях цифровых технологий практически во всех сферах экономики и управления. Например, в сфере образования, в том числе:
– отсутствие единой региональной цифровой образовательной платформы
– высокий уровень бюрократизации в деятельности образовательных организаций
– низкий уровень интеграции с едиными региональными информационными системами
– несоответствие существующей инфраструктуры образовательных организаций современным требованиям.
В здравоохранении:
– повышенная нагрузка на медицинских работников, связанная с оформлением и заполнением медицинских документов в бумажной форме
– отсутствие единых стандартов электронного межведомственного взаимодействия
– высокий удельный процент медицинского оборудования предыдущего поколения, не позволяющего провести цифровизацию диагностических процессов
– необходимость очных обращений в медицинские организации по вопросам, непосредственно не связанным с оказанием медицинской помощи (получение справок, рецептов, выписок)
– дублирование электронных и бумажных документов и увеличение временных затрат при их обработке медицинскими работниками.
Объем и виды, обозначенных в документе стратегических рисков заставляет усомниться в эффективной реализации поставленных задач в 2024 году, хотя, освоение бюджетных средств наверняка будет стопроцентным. Как минимум, кроме финансирования, необходимо обучение персонала (не специализированного, а всего), адаптация программ, баз, методик, инструментария к повседневной работе и готовность потребителей услуг (бизнеса и населения) к работе в условиях цифровой трансформации.