Кто ему историю с экономикой преподавал?
На сессии ПМЭФ «Планы развития малых городов: миссия выполнима?» 6 июня 2024 года ивановский губернатор Воскресенский выступил с речью:
«В Ивановской области более половины городского населения проживает в малых городах, поэтому для нас эта тема важна.
По данным Всемирного банка Россия стала четвертой экономикой мира по паритету покупательной способности. Но вопрос в том, а чувствуют ли люди в малых городах, что мы четвертая экономика в мире? Короткий ответ: нет. Потому что разница в уровне жизни колоссальная. Но я считаю, что у малых городов есть будущее.
Что мы могли бы сделать для развития малых городов в экономике? Сразу оговорюсь, что страна у нас большая и подходы к развитию должны быть разными. Поэтому я буду рассуждать про центральную Россию.
Экономически возможны три базовых сценария.
Первый. Сейчас стоит задача реиндустриализации. Высокотехнологичные компании, наверное, будут развиваться в мегаполисах. В малых городах могла бы быть своя индустриализация. Вот у нас есть город Родники, и там есть построенная с нуля крупнейшая в стране трикотажная фабрика. Вот пример такой не слишком сложной индустриализации.
Второй – это сельское хозяйство. Малые города выполняют для села функцию, как мегаполисы для других городов. Это могут быть центры компетенций по сельскому хозяйству. У нас тоже такой пример есть, Гавпосад – наша сельхозстолица. Это органично могло бы развиваться и в других регионах.
Третий – это центры туризма. Понятно, что растет и будет расти внутренний туризм. С транспортной связностью он будет расти еще большими темпами.
Вот у нас в Ивановской области сейчас что будет происходить. Мы построили трассу М12, сейчас идет расширение дороги от Владимира до Суздаля. Значит, туристы из Москвы на автомобиле смогут добираться до нас за три часа, а раньше за пять часов. Вот эти два часа – это важный показатель для принятия решения, где отдохнуть. Мы получаем, как регион, доступ к рынку туризма московского среднего класса.
Малые города – это комфортные места для жизни. В них должна быть устойчивая экономическая модель. Люди там должны жить достойно.
Еще о чем хотел сказать, на подумать. Нам точно нужны какие-то минимальные стандарты комфортной среды в малом городе. Какого уровня там должно быть здравоохранение, какого уровня должно быть образование, что в малом городе доступно из сферы культуры. Вот если мы такие стандарты разработаем – это даст устойчивое развитие для малого города.
Ну и последнее. Когда я этой темой занимался, оказывается, мы не единственная страна, которая сейчас глубоко и внимательно изучает тему малых городов. Эти вызовы есть везде – и в странах глобального Севера, и в странах глобального Юга. Везде понимают, что человеку органично жить в малом городе.
Мы привыкли уже, но мегаполисы это явление новое. Российская империя, в основном, проживала в малых городах. И это не мешало добиваться фантастических успехов. Думаю, что не помешает и нам добиться устойчивой модели развития малых городов.
Спасибо за внимание».
Позволю себе один комментарий, но ключевой в понимании того, что Воскресенский слабо понимает, о чем говорит.
Период 1928–1938 годов в России стал периодом перехода от аграрной экономики к промышленной. Этот переход был осуществлен за счет перетока сельского населения в города и одновременного перераспределения финансовых ресурсов из деревни в город. Без этого сейчас нашей страны не существовало бы вообще.
Примерно этого же пытался добиться Столыпин еще в Российской империи. Но его план, опирающийся на «невидимую руку рынка» провалился. Разбогатевшие крестьяне (кулаки и мироеды) не стали внедрять технологии и технику в аграрное производство, предпочитая чудовищную эксплуатацию своих односельчан, загоняя их в кабалу, какой они не знали при помещиках и крепостном праве. Первый голод в крестьянской России произошел в 1890 годы – спустя 30 лет после отмены крепостного права, как раз, когда произошло перераспределение земли «рыночными» способами в пользу кулаков и обнищания большей части крестьянства.
Развитие экономики, повышение комфорта, качества жизни и так далее – это мегаполисы и крупные города. И от них, из них «благодать», как мы ее сейчас понимаем, может распространяться в обратную сторону – к малым городам. Которых просто должно быть меньше. Например, два-три гламурных Плеса на регион, живущих исключительно за счет внешнего финансирования.
Малые города не могут самостоятельно обеспечить себе комфортную жизнь. Никакой экономики малых городов нет и быть не может. Поток сознания Воскресенского и вся эта тема малых городов крайне вредны, поскольку отвлекают от реальных задач и обманывают население, которое будет горбатиться на трикотажной фабрике и никогда не получит комфорта большого города – ни здравоохранения, ни образования, ни культуры.
Обратное возможно только при кардинальной смене всей парадигмы развития человечества – при глобальном и всеобщем «дауншифтинге», когда комфорт и благодать будут означать совсем не то, что означают сейчас, но которые сейчас востребованы людьми именно в таком понимании повсеместно на всей планете.