Когда-то губернатор Воскресенский придумал отделять агнцев от козлищ. То есть придумали, конечно, до него, он лишь дал толкованию прикладное значение.
На судебном процессе по делу бывших вице-премьеров Зобнина и Эрмиш живейший интерес вызвало обсуждение темы «хороших подрядчиков».
Есть ли такой «белый» список рекомендованных к допуску компаний для заключения крупных бюджетных контрактов? Список, оказывается, есть, у каждого большого начальника, видимо, свой. Как он формируется, кем, по каким критериям – это внутренняя кухня государственных заказчиков в лице заместителей Воскресенского и руководителей департаментов областного правительства.
Наличие такого списка никто даже не отрицает – как само собой разумеющееся. Дальше мы знаем: провести грань между хорошими отношениями и коррупцией в контексте получения подряда на сотни миллионов и тем более миллиарды рублей практически невозможно. Рано или поздно в «белом» списке окажутся друзья и родственники заказчика – как зарекомендовавшие себя, исполнительные, эффективные и ответственные.
А с чего все начинается? Нет, не с семьи и школы. Начинается все с «черного» списка.
Несколько лет назад губернатор Воскресенский, как обычно, желая снять с себя всяческую ответственность, объявил, что во всех бедах всегда виноваты плохие подрядчики. И даже приказал создать «черный» список. И такой список был вполне официально создан и даже какое-то время доступен для широкой общественности. Потом его то ли засекретили, то ли забыли за ненадобностью.
Потому что, создавая «черный» список, вы неизбежно приходите к мысли о необходимости «белого» списка. И вот он уже никогда не бывает достоянием широкой общественности.
Создав «белый» список, и отдав его участникам самые выгодные и крупные контракты, вы понимаете, что лучше со строительством и ремонтом социально значимых объектов не стало (как говорится: дело было не в бобине…).
Тогда вы закрываете тему «черных» списков, потому что в него нужно включать шурина, тещу и гражданскую жену, а это невозможно по определению. Соответственно, остается только «белый» негласный список из очень хороших подрядчиков, которые статус хороших не потеряют никогда. Ну, только если не посадят.