На сайте «Слухи и факты» опубликована статья главного редактора районной (с точки зрения географии) государственной (с точки зрения учредительства и издательства: правительство Ивановской области в лице Департамента внутренней политики) газеты «Шуйские известия» Галины Суриной.
Написана в ответ на статью главного редактора областной «Ивановской газеты» Сергея Кустова. Предмет обсуждения – планируемая реорганизация районных газет Ивановской области методом объединения их в холдинг на организационной и политической базе «ИГ».
Хорошо, что эта статья появилась: я уж честно говоря боялся, что журналисты молча проглотят холдинговую пилюлю. Анализировать полемику двух редакторов смысла не имеет, там у них много чего понакручено. Но есть принципиальные моменты.
Ничего особенного в газетном рынке Ивановской области нет. Все, как и везде. Районные газеты, вне зависимости от форм собственности, ближе, интереснее и роднее местному читателю, чем федеральные сетевые издания, даже если объективно и субъективно их качество гораздо ниже и по форме, и по содержанию.
Важно, что в этом «дуализме» нет места третьему – региональному изданию того или иного субъекта Федерации. Всегда и везде – это малотиражные и малоинтересные широкому читателю газеты, даже если их качество гораздо выше районок и по форме, и по содержанию. Дело в том, что «ивановские газеты» не имеют своей рыночной ниши. Слишком многое они должны совместить в себе несовместимого, как рупор власти, не имея при этом возможности пуститься во все тяжкие бульварной и желтой прессы. Да и в последнем случае, их все равно перебивают сетевые и местные газеты.
Отсюда и «комплексы неполноценности» региональных газет, главные редактора которых везде пытаются создавать холдинги. Плохо, когда это удается.
Сетовать на низкое качество районных газет – значит лукавить. Холдинг в этом плане ничего изменить не может. Уровни профессионализма всегда были, есть и будут разными – строго по вертикали: от федерального уровня и ниже.
Газета – ремесло, кто уж как им владеет. Для местного уровня в большом мастерстве необходимости нет: там главное искренность и близость к читателю, которые создают эффект (пусть зачастую ложный) независимости и свободы. Холдинг все это убивает. И это самое главное.
Есть, конечно, в этом деле и политические мотивы. Собственно они и являются движущей силой и мотивацией для чиновников прислушиваться к идеям создания холдингов, предлагаемых главными редакторами «главных газет» региона. Если политика возобладает, то, конечно, холдингу быть, но это будет плохое решение.