Правительство России задумало очередную пенсионную реформу. Если убрать всякую псевдоаналитическую шелуху, то в сухом остатке будет следующее.
Государство хочет снизить финансовую нагрузку либо за счет увеличения пенсионного возраста, либо за счет мягкого понуждения людей к якобы самостоятельному решению еще немного поработать после достижения пенсионного возраста, либо за счет и первого, и второго.
Обществу и экспертам навязывается пустейшая дискуссия про возраст дожития, нехватку денег в Пенсионном фонде и так далее. С одной целью — отвлечь внимание от того, что в России все население поделили на граждан первого и второго сорта: на чиновников и остальных.
Чиновники всех уровней и депутаты получают пенсию гораздо большую, чем остальные граждане. Ее размер позволяет действительно нормально существовать и даже ездить отдыхать на море, как это делают пенсионеры в Западной Европе. Но размер пенсии это не самое главное.
Пенсия чиновникам выплачивается не из средств Пенсионного фонда, а напрямую из Федерального бюджета. То есть это как бы и не пенсия, а расходное обязательство бюджета, такое же как национальная оборона, здравоохранение, полиция, которое обеспечивается всеми доходами государства. И никто не задается пустыми вопросами типа: а сколько должно работать чиновников, чтобы с налогов на их фонд оплаты труда обеспечить выплату пенсии бывшему чиновнику, а ныне пенсионеру?
Обычных же людей у нас именно так и любят считать. Почему бы в таком случае не выводить формулы того, сколько должно работать людей, чтобы построить один танк, содержать одного пожарного, врача, губернатора или купить новую мебель в резиденцию президента? Это информация будет любопытной, но бесполезной, потому что эти расходы утверждены, и они будут произведены в любом случае.
Выплата всех пенсий должна осуществляться из Федерального бюджета и наряду со всеми остальными обязательствами государства обеспечиваться всеми его доходами. А уж налоговая политика государства должна обеспечить наполнение бюджета и администрирование налогов, исходя из эффективности налогообложения, а не того, сколько еще не хватает Пенсионному фонду. ПФР в его нынешнем виде вообще нужно ликвидировать, забрав у него деньги, оставив только расчетные функции.
Нынешняя пенсионная система делает человека просителем милостыни (и милости от руководителей страны). Так как де-факто выплата пенсии не является обязательством государства.