28 марта 2024
Экономика и политика

Красная профессура

История с ожидаемым присоединением Ивановской государственной текстильной академии (ИГТА) к Ивановскому государственному химико-технологическому университету (ИГХТУ) выявила весьма неожиданное, по крайней мере для меня, и даже неприятное противостояние двух вузов.

«Химики» терпеть не могут «текстильщиков», хотя, это слабо сказано: они их презирают. В этом противостоянии ИГХТУ ведет себя агрессивно и невежливо. Возможно, не все сотрудники Химуниверситета солидарны с таким поведением, но логика поступков и публичных действий заставляет говорить именно о консолидированной позиции вуза.

Не буду углубляться в источник конфликта. Это очень похоже на взаимоотношения Православной и Католической Церквей: им наплевать на протестантов, но зато они очень ревностно следят друг за другом, поскольку действуют на одном поле, то есть банально конкурируют за паству.

У вузовской общественности свои демоны, но, похоже, все дело в конкуренции и ревности. Нападающая сторона — ИГХТУ. Не могу судить о том, насколько они справедливы в своих обвинениях, касающихся низкого уровня науки (наверное, и преподавания) в Текстильной академии. Объективные показатели, вроде рейтинга и индекса цитируемости, подтверждают эти обвинения. Хотя, представители ИГТА, наверное, тоже имеют свои козыри, но, почему-то, активно их не озвучивают, что, откровенно говоря, также можно считать за косвенное признание правоты «химиков».

Однако, если ИГТА молчит, то вместо них я попробую разобраться с интеллектуальной мощью и потенциалом ИГХТУ и его претензиями на региональное лидерство.

Основополагающий документ любой компании и кампании — Стратегия. Нет Стратегии — нет развития, нет понимания сути происходящих процессов, нет целей, нет анализа, нет осознания собственного места в мире.

Мне не доводилось заниматься Стратегиями развития учебных заведений, как правило, я пишу Стратегии избирательных кампаний, но оценить главный документ ИГХТУ мне вполне по силам.

Стратегическое планирование в общем смысле решает проблему конкурентного позиционирования любого предприятия или процесса на любых рынках и в любых условиях. Поэтому все Стратегии по структуре и набору обязательных вещей в принципе одинаковы. Идет ли речь о сохранении позиций или завоевании рынка образовательных услуг, космических или железнодорожных перевозок, рынка продовольствия или электоральных предпочтений.

Имея перед глазами Стратегию любой компании, можно получить точное представление о ней, о ее сотрудниках, руководстве, амбициях и, что самое главное, возможностях. С учетом всего вышеизложенного, как правило, Стратегия — это закрытый документ, к полному тексту которого имеют допуск только менеджмент высшего звена и руководители отдельных подразделений.

Программа стратегического развития ИГХТУ — не тайна. Более того, насколько я понял, ее разработчики гордятся этим документом, что вызывает у меня крайнюю степень удивления.

Итак, начнем. Объем Стратегии: 37 страниц стандартного формата А4, кегль шрифта 14. Таким объемом возможно описать только тактические задачи одного из этапов, но не саму Стратегию, которая должна выглядеть, как полноценная книга. Глядя на эту брошюрку можно сразу сказать, что это пустышка. (О том, что должно быть в документе чуть позже)

В Стратегии отсутствует оглавление. Это нельзя назвать даже косяком — это полная профнепригодность и профанация. Даже в художественно литературе книжка имеет оглавление, хотя ее читают, обычно только единожды. Стратегия — это рабочий документ, к которому обращаются в течение нескольких лет. Она разбита на этапы. Это не заклеенный в пленку экспонат музея предприятия. Стратегия дает четкие указания куда бежать и что делать последовательно в каждый период времени или по ходу реализации поставленных задач.

Отсутствие оглавления — это отсутствие Стратегии. План Стратегии по ходу ее написания преобразуется в оглавление. Это не проблема художественного оформления документа.

Собственно Стратегия. Ее, вообще-то, нет. Целью Программы стратегического развития ИГХТУ обозначено «Повышение эффективности управления вузом и создание в университете современной научно-образовательной среды… стабильное пополнение Верхневолжского и других регионов России высококлассными специалистами в области химии, химической технологии и смежных отраслей промышленности».

Первая часть этой «цели» (повышение эффективности) не может быть целью, это необходимое условие. Вторая часть этой «цели» (стабильное пополнение), во-первых, должна иметь количественные показатели, во-вторых, это цель не вуза, а Администратора (например, Министерства образования РФ). В любом случае, пополнение специалистами в рамках данной Стратегии является серьезным риском по следующим причинам.

В документе отсутствует анализ рынка образовательных услуг не только Верхневолжского и других регионов, но и Ивановской области. Нет исследования, анализа и оценки демографической ситуации. Нет оценки качества абитуриентов. Нет прогнозов спроса на определенные виды дипломов с учетом потребностей промышленности или соображениями престижа и потенциала диплома вуза у потребителей услуг.

Вообще не обозначены ни глобальные, ни региональные, ни локальные риски! Не заявлено и никак не исследовано, не проработано и целево не обозначено вхождение в рейтинги. Нет количественного и качественного прогноза по студентам и позиционирования собственно на рынке образовательных услуг.

Отсутствуют причинно-следственные связи между различными мероприятиями, стратегическими линиями и этапами Программы. Сами эти линии и этапы либо не прописаны достаточно четко, либо отсутствуют вовсе.

Первая из трех стратегических задач повторяет вводную часть «цели» (!), о которой я уже сказал, что это всего лишь необходимое условие — «повышение эффективности управления вузом». Под ним, кстати говоря, понимается не много не мало, как присоединение ИГТА к ИГХТУ (!?).

Исходя из текста документа, можно сделать однозначный вывод. Стратегия развития ИГХТУ отсутствует. Научные и образовательные цели, как они могут формулироваться для учебного заведения, подменены явным стремлением уничтожить конкурента, получив в распоряжение его материальные ресурсы, основываясь на «Поддержке со стороны регионального Правительства».

Таким образом, мы имеем не Стратегию развития ИГХТУ, а рекламный проспект, подводящий к мысли о необходимости поддержки вуза всеми видами ресурсов на региональном и федеральном уровнях. Это тоже важный элемент конкурентного позиционирования, но не являющийся Программой стратегического развития, поскольку реализация всех пожеланий, обозначенных в документе, не гарантирует достижение никаких целей, тем более что они, по сути, и не обозначены.

В завершение приведу выдержку из начала Стратегии: «В Ивановской области, как субъекте Российской Федерации, наш университет претендует на роль ведущего технического университета, определяющего перспективы развития основных отраслей экономики и социальной сферы региона, сочетая высокое качество подготовки специалистов с массовым распространением новых компьютерных технологий и технологий ресурсосбережения». Данный абзац — просто находка для исследовательской работы коллег из Медицинской академии.

Качество подготовки стратегических документов вуза, претендующего на лидирующие позиции не только в Ивановской области, удручает. Особенно, если верить сотрудникам ИГХТУ, что кроме них остальные просто двоечники.

Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем