В агитации иерархов Русской православной церкви за Путина и сильную авторитарную власть в России ничего особенного нет. Такое поведение полностью соответствует и русскому Православию, и логике поведения нашей Церкви в последние лет триста, как минимум.
Всякая власть от Бога понимается в Православии буквально. Сопротивление власти, несогласие с ней – неправильно и вредно. Соревновательность в погоне за властью – откровенное бесовство, поскольку отрицает божественное происхождение власти, а также возбуждает в людях (как носителей пассивного, так и активного избирательного права) вражду, гордыню и страсть.
РПЦ сторонник монархизма, в том смысле, что против свободных выборов и за договорную форму передачи власти. Поэтому не следует ругать патриарха Кирилла и прочих епископов за явное участие в избирательной кампании Путина в форме посыла против собственно выборов и выборности главы государства. Это их суть.
Совсем другое дело – внутренний разлад в самой Церкви. Вдруг оказалось, что между монахами (в широком смысле этого слова) нет не то чтобы согласия и любви, но нет даже взаимоуважения.
Скандал с «пасирайот» и заточение и освобождение из монастырских застенок иеромонаха Илариона возбудили ожесточенную дискуссию не между клириками и светскими, а внутри самого церковного «братства». Они ненавидят друг друга, их споры по вопросам веры и мирской жизни давно перешли даже обычную интеллигентскую грань. Что самое главное – они непримиримы к оппонентам, будь то обычные штатские или свои же монахи. С католиками нет такой вражды.
В РПЦ серьезный кризис. Эта общественная организация в своем нынешнем виде не способна выполнять уставные требования, поэтому ей следовало бы самораспуститься, или надо ее закрыть. Иначе религиозность из русского народа уйдет окончательно, либо будет существовать вопреки Церкви.