Чем хороши и полезны массовые фальсификации на последних выборах в Государственную думу (и не только в нее)? Они позволяют поразмышлять о природе и мотивах человеческих поступков.
В отличие от процедуры подсчета голосов и оформления итоговых протоколов, поведение членов избирательных комиссий является вполне себе транспарентным, то есть прозрачным, не требующим доказательств.
Мы много говорим о политтехнологиях, о «волшебнике Чурове», о государственной пропаганде и о том, что все зависит от очень малого количества людей, принимающих решения. Но все фальсификации, подлоги, подтасовки и проч. совершают обыкновенные люди, которых очень много, каждый на своем рабочем месте.
Участковые избирательные комиссии — это широкое представительство, как говорят, «простых» людей, профессионально не связанных ни с властью, ни с политикой, большая социальная группа, преимущественно, бюджетники. И вот именно эти люди совершают и допускают фальсификации, которые носят массовый характер. Если же говорить о, как минимум, неэтичном поведении, создании благоприятных условий «нужным» и «правильным» партиям и кандидатам, двойных стандартах и явном и осознаваемом участниками нарушении общепринятых моральных норм, — то это не просто массовые проявления, а почти уже норма.
Существует миф о том, что учителей, медработников, рядовых клерков разного рода учреждений, рабочих и колхозников запугивают, какой-то силой принуждают и заставляют поступать вопреки закону, их собственной воле и убеждениям. Конечно, такие случаи есть, но они единичные. Распространяется же этот миф весьма охотно самими «подневольными», потому что это единственная возможность для нормального человека оправдаться, прежде всего, в своих же собственных глазах. Человек не может чувствовать себя подлецом и лгуном: он ищет любой повод избежать этого морального дискомфорта, но, не отказываясь от самого поступка, который служит причиной угрызений совести.
Движущей силой того, что происходит на избирательных участках (да и на массовых митингах поддержки) является не запугивание и угрозы, а деньги. Совершать обман, или закрывать на фальсификации глаза человека заставляют деньги. А уж другие причины он придумывает себе сам.
Если сравнивать с пресловутыми «мрачными 90-ми», то масштабы фальсификаций и нарушения норм морали на выборах выросли в разы, перестав быть технологией и став нормой жизни. Но разве в те тяжелые времена люди меньше нуждались в деньгах? Конечно, нет, но были нравственные установки, связанные с воспитанием, традициями и укоренившимися в обществе представлениями, которые не позволяли человеку совершать неблаговидные поступки.
Главный итог путинского правления — девальвация моральных принципов, можно всё. «Вставание с колен» — это разрешение на аморальный поступок, это примат выгоды, это общественный договор, который отменяет честь и совесть. И вот за это гореть бы Путину и его команде в Аду, но они там гореть не будут, потому что сами плоть от плоти Повелителя мух.