Патриарх Кирилл заявил в своей проповеди, что православные не ходят на демонстрации, их голосов не слышно. Я с ним абсолютно согласен. У нас с патриархом только одно небольшое разногласие: кого считать православными.
В этом вопросе я солидарен с религиозным философом Иваном Ильиным. Православные и религиозно сопричисленные (в силу традиции, культуры, исторического контекста и условий жизни) — это совершенно разные и разновеликие группы люди. Первые, действительно, не ходят на митинги, а вторые — ходят, пусть и с разной степенью удовольствия и искренности (Болотная площадь и Поклонная гора).
Судя по речам Кирилла, православные в его понимании это именно религиозно сопричисленные. То есть такая объединенная паства, в которую он записывает всех граждан России по этническому (славянскому) признаку. Чем же его отношение к людям отличается от светской позиции партийных и государственных деятелей (безотносительно их политических убеждений)?
Патриарх, в качестве примера истинно православных привел толпы тех, кто стоял в очередях к поясу Пресвятой Богородицы в течение целого месяца. Но что-то мне подсказывает, что именно среди этих людей легче всего рекрутировать тех, кто пришел на «антиоранжевый митинг» на Поклонной горе.