Были времена, когда к эзопову языку прибегали, чтобы не просто держать фигу в кармане, но и чтобы публично говорить нелицеприятные вещи о власти и сильных мира сего. Сегодня прибегают к эзопову языку, чтобы признаваться в тайной любви к власти. В первом случае побудительный мотив — совесть, во втором — стыд.
Вообще, конечно, этих четырех хороших парней могли бы и не трогать, не просить делать то, что они сделали. Но законы жанра неумолимы: хочешь популярности и гонораров — отрабатывай на того, кто все решает. Первый в этом году выпуск программы Прожекторперисхилтон оплачивает доступ к телеэфиру на Первом канале на годы вперед.
Понятно, что хороший экспромт — это хорошо подготовленный экспромт, и все выпуски ППХ тщательно готовятся, пишется сценарий, все диалог и шутки заранее оговорены (по крайней мере, проговорены). Но режиссура выпуска от 3 февраля была просто скопирована с открытого заседания Народного штаба поддержки Кандидата.
В области политтехнологий и пиара я выступаю в команде профессионалов. Это дилетанты видят во всем заговор, «заказ», проплаченные выступления и статьи. Я четко отделяю собственно технологии от глупости, наивности, эксцесса исполнителя, искренней веры или жажды наживы. Поэтому не следует обвинять меня в том, что я вследствие своей нелюбви к Путину вижу в безобидных вещах некий криминал, которого на самом деле нет.
Мне нравятся эти четверо, и передача хорошая, но открытие сезона было явным, хорошо и талантливо отработанным агитационным номером. Не скажу, что эффективным, поскольку аудитория, полагаю, не вполне целевая. А перевернуть сейчас чье-то мнение о Путине практически невозможно. Поэтому тем более обидно за Мартиросяна, Светлакова, Урганта и Цекало.
Один пример тщательной отработки темы. Идет распределение цитат из программ пяти кандидатов в президенты. Когда уже почти всех роздали (Светлакову достались двое: Зюганов и Миронов), Цекало и говорит: а мне, мол, давайте Путина. — Почему это тебе Путина? — Так я, как правило, в ваших разборках не участвую…
Смысл всего мероприятия был прост, извините за выражение, — обосрать всех кандидатов, кроме одного. Тщательно подобранные цитаты служили инструментом (ну и искрометный юмор, конечно). Когда позиции всех пяти кандидатов были схожи, то и говорили, что разницы между ними никакой. Когда позиции отличались от позиции одного Кандидата, то показывали глупость и никчемность их.
Таким образом, решались две задачи. Первая: показать, что между всеми пятью кандидатами принципиальной разницы с точки зрения программных тезисов нет. Вторая: высмеять четырех кандидатов, кроме одного.
Эти две задачи помогают в достижении главной цели. Дискредитация конкурентов Путина и выборов вообще, как бессмысленного мероприятия. Это не тактика, это стратегия, которая использовалась и в ходе выборов в Государственную думу.
Снижение пафоса и возврат общественно-политической апатии — гарантия выживания режима. До тех пор, пока наши элиты и «творческая интеллигенция» будут трусливо вестись на это, до тех пор будет существовать это полуфашистский режим. Это же, в свою очередь, создает предпосылки революционной ситуации — когда простые люди оказываются более смелы, откровенны, честны и умны, чем элиты и «властители дум».