«Экономика должна быть экономной»
(Преподаватель Путина по экономике)
Устал, сил нет, читать предвыборные социально-экономические изыски Владимира Путина. Собственно, читать там нечего, но мне все хотелось понять, на что это похоже, с чем сравнить этот набор бессмысленностей, какой образ соответствует этому потоку сознания.
И вот после публикации «экономической стратегии» в «Ведомостях» понял — это барон Мюнхгаузен, который сам себя, вместе с лошадью, тащил из болота. Каждый программный тезис Путина — это то, что нужно сделать. Затем следует набор того, что нужно, чтобы выполнить то, что нужно сделать. И так по всем пунктам.
Самый яркий пример. Величайший экономический ум современности вопрошает: «Что надо сделать для решения проблемы капитала?». И отвечает: «Увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций… Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача… Надо сформировать такие условия, когда внутри частного сектора российской экономики возникнут длинные деньги в форме устойчиво растущих накоплений частных лиц, в том числе пенсионных».
А теперь давайте попробуем перевернуть все это. «Что нужно сделать для увеличения размера внутреннего рынка?». И отвечает: «Нужно решить проблему капитала… Расчистить поле для бизнеса… Сформировать условия для появления длинных денег».
Тасуйте эти фразы из набора первоочередных мер для победы на выборах в стране, где нет ни политики вообще, ни экономической политики в частности — и никто не заметит подвоха. Потому что разницы никакой.
Любая проблема решается постановкой ряда других проблем, которые должны решить проблему изначальную. Что поставить на первое место в предложении, то есть какую проблему назначить той, которую следует решать — значения не имеет.