Экономика и политика

Гражданская война

И в 1991-м, и в 1993-м, и в 1996-м я всегда точно знал, за кого, на чьей стороне тот или иной человек.

Не обязательно близкий друг или хороший знакомый, даже не обязательно, что вообще знакомый. Можно было, не глядя на человека совсем, сразу сказать: за или против он ГКЧП, Ельцина, Зюганова и т. д. Чуть сложнее было с Чеченской войной, но все равно в рамках статистической погрешности.

Потому что до сегодняшнего дня, все предыдущие двадцать лет — это был, скорее, конфликт поколений. Может быть, это был концептуальный конфликт мировоззрений, когда за большим, что объединяло, скрывалось и было незаметным то малое, что отличало людей.

То есть по большому счету конфликта никакого не было. В рамках не только семьи, устоявшегося круга общения, но и трудовых коллективов, улиц, деревень и городов все были понятны друг другу и была понятна личная и идеологическая мотивация поведения каждого. А вот сегодня все совсем не так.

С крайне неприятным удивлением вдруг поймал себя на мысли, что не могу не только за кого-то, но и за близких знакомых, друзей, товарищей, давних соратников точно сказать: за Путина они или против Путина? И вот здесь уже нет никакого конфликта поколений.

Это какой-то другой конфликт, и очень большой, который не переходит, слава Богу (пока), во взаимную неприязнь или вражду. Простыми политическими разногласиями он не исчерпывается. Сегодня, чтобы уяснить, кто перед тобой, нужно задать вопрос: будешь ты голосовать за Путина или не будешь? И без ответа на этот вопрос все остальное как-то непонятно и зыбко.

Люди, которых ты уважаешь, ценишь, чье мнение для тебя важно, к кому ты относишься с симпатией и доверием, вдруг, оказывается, выбирают Путина. Они искренне (что самое ужасное) считают его надеждой и спасителем России.

Дело не в том, что я ненавижу Путина, а в этом размежевании. Пусть кто-то скажет, что с ужасом узнает, что близкий и дорогой ему человек, оказывается против Путина?!

И я не вижу ни возрастного, ни образовательного, ни имущественного, ни социального, ни интеллектуального, вообще никакого ценза, который отделял бы одних от других. Эта черта проходит где-то так глубоко, что ее не разглядеть и не понять.

Вот уже за одно это, за эту «тихую гражданскую войну» можно ненавидеть нынешний режим. Или только за это, именно за это. Не было бы у Путина законной возможности идти на выборы — и не было бы этого размежевания. И тогда стойте на любых политических позициях, кто хочет — сохраняйте свою говенную «стабильность».

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем