Выборное законодательство России в целом соответствует всем общепризнанным международным нормам с точки зрения права, демократии и справедливости. Но у него есть две особенности, которые призваны обеспечить (или, хотя бы, повысить) легитимность избираемых органов власти в условиях нечестного ведения агитации и откровенных манипуляций в ходе избирательной кампании и при организации собственно выборов.
Одна из таких особенностей — отмена нижнего порога явки избирателей для признания выборов состоявшимися. С ростом недоверия ко всем органам власти, в обществе растет и негативный настрой по отношению к выборам. Кто-то считает, что все уже решено, кто-то не желает участвовать в этом фарсе — в результате, явка снижается. Тем более, противники режима могут агитировать за отказ от голосования.
При отмене нижнего порога явки все эти риски исчезают: президент и все остальные будут избраны, даже если на выборы придет один человек. Данная норма российского избирательного закона является абсолютной — то есть стопроцентно эффективной, ее никак не объедешь, и ничего с этим не поделаешь.
Вторая особенность — отмена и отсутствие в избирательных бюллетенях графы «против всех». Почему ее убрали тоже понятно. При низкой явке есть практический смысл в том, чтобы все-таки придти на выборы и проголосовать «против всех». Это реальный механизм сделать нелегитимными любые органы власти или, точнее говоря, не допустить их избрания даже в условиях манипуляций, фальсификаций и беззастенчивой и бессовестной пропаганды.
Российские власти графы «против всех» действительно очень боятся. Потому что при ее наличии удержать власть, когда недовольство растет, а выборы пока еще совсем не отменили, — невозможно. И вот здесь кроется самая большая тайна нашего государства.
Формально графа «против всех» отсутствует, ее нет в бюллетенях для голосования, но процедурно она в Законе существует. Каждый гражданин Российской Федерации может реально проголосовать против всех. При большом количестве таких желающих можно признать несостоявшимися любые выборы. Если говорить о выборах президента, то с учетом двухтуровой процедуры и при наличии двух «технических» кандидатов президент будет формально избран, но никогда не получит более половины голосов избирателей даже тех, кто примет участие в голосовании!
Теперь подробно о механизме, несмотря ни на что существующего, голосования «против всех». Зайдите на сайт Центральной избирательной комиссии РФ и посмотрите на окончательные итоги только что закончившихся выборов в Госдуму. Всего участвовало семь партий, за каждую из них отдано определенное количество голосов. Казалось бы, если сложить проценты за каждую из партий, то в итоге должно получиться сто процентов. Но это не так: получается 98,42 процента. Где еще 1,58 процента? По всему выходит, что часть голосов (1,58 %), была отдана еще какой-то партии, которая не вошла в итоговый протокол. Это партия «против всех», в протоколе она обозначается, как «Число недействительных избирательных бюллетеней».
Дело в том, что процент голосов отданных за партию или кандидата определяется от числа всех проголосовавших. То есть считаются все выданные избирателям бюллетени «установленной формы», к числу которых относятся и действительные, и недействительные (перечеркнутые, с нецензурными и цензурными надписями и т.д.).
Таким образом, на выборах в Госдуму кандидат «против всех» набрал 1,58 процента голосов. Так при этом люди понятия не имеют, что эта штука работает. Более того, политтехнологи всячески убеждают граждан, что испорченный бюллетень ни на что не влияет и даже каким-то образом влияет на перераспределение голосов в пользу партии, набравшей большинство голосов. Это абсолютно не соответствует действительности.
Разумеется, кто и хотел бы самовыразиться таким образом (хотя бы лично для себя) — этого не делают. Но ведь людям можно все объяснить. С учетом огромного протестного электората (который уверен, что идти на выборы бесполезно или голосует от безысходности за другие партии) можно было бы довести процент «Единой России» до смехотворного. И если бы все семь партий набрали в сумме менее 50 процентов голосов, то было бы любопытно посмотреть на формирование Госдумы и на ее легитимность.
С выборами президента все несколько и проще, и сложнее. Но методика подсчета голосов та же самая, и те же самые «против всех» присутствуют. Подробно описывать довольно долго. Скажу лишь, что если в первом туре участвуют только два кандидата, то один из них должен обязательно набрать более 50 процентов голосов. Для этого и нужны два «технических» кандидата, так как если все остальные в знак протеста снимутся, тогда из трех в следующий тур проходят двое, набравших наибольшее относительное количество голосов.
Во втором туре победителю не нужно набирать более 50 процентов: достаточно больше второго кандидата. Но и в этом случае голосование «против всех» может поставить под сомнение легитимность избранного президента, если, например, они наберут какие-нибудь 3 и 7 процентов. Формально президент будет избран, но кто ж его таким будет считать. А ведь сегодня Путину и его окружению нужна сокрушительная победа на уровне от 70 процентов голосов.