В субботу утром 3 декабря по Первому каналу выступил с традиционной телепроповедью Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это было довольно замысловатое, но, тем не менее, вполне прозрачное агитирование за «Единую Россию», за партию власти.
Кирилл использовал эвфемизм «единство», которое вставлял чуть не в каждую фразу. Сакральная суть его проповеди заключается в том, что единство общества, государства, народа и т. д. — высшая ценность. Любая политическая борьба и идеологические разногласия — это вред. Главное для нас — это единство.
Впервые (по крайней мере, на моей памяти) в риторике главы Русской православной церкви, помимо классических субъектов религиозного проповедования — человек, семья, народ, Отечество — появилось удивительное «трудовые коллективы»! Они тоже должны, как сохранить единство, так и участвовать в процессе его всероссийского сохранения. Эти слова Кирилла очень хорошо стыкуются с новым избирательным трендом партии власти — организацией голосования прямо на рабочих местах.
Похоже, мы достигли крайней точки эрозии всех нравственных и правовых норм. Разложение общественных и государственных институтов перешло на уровень распада. Люди не обязательно верят в Бога, но признают за Церковью некий моральный авторитет и право на сохранение культурных и исторических традиций общества. Подыгрывание власти, которой люди не верят, — это уже как-то совсем плохо.