Кинофестиваль «Зеркало» существует пока еще как общественно-политическое «мероприятие». Интерес к нему объясняется личностью Тарковского, которая притягивает элиту и СМИ, а те, в свою очередь, – какую-никакую общественность.
Чтобы фестиваль перестал быть «мероприятием» и стал кинематографическим событием, необходимо, чтобы его конкурсная и внеконкурсная программы были отрефлексированы профессиональным сообществом. Пока кинокритики в отраслевых изданиях не начнут разбор, представленных на фестивале фильмов, он так и останется мемориалом Тарковского и не более.
В Иванове кинокритики нет и быть не может. Она вся в столице. Россия так устроена, что деление на провинцию и Центр гораздо более жесткое, четкое и определяющее, чем в Европе и США. События в провинции, даже не провинциального уровня, – это забавный репортаж в стиле: Смотрите-ка!
С одной стороны, Тарковский – это то, что вообще позволяет делать кинофестиваль в Иванове. С другой, Тарковский мешает фестивалю: его слишком много. А чувства меры у нас не знают. Формирование мифов о гениях у нас выстраивается по принципу Ленинианы. Он был настолько велик, что велик во всем: прекрасный семьянин, помогал начинающим художникам добрым словом и советом, участвовал в общественной жизни, живо откликался, чутко прислушивался и т. д.
Нельзя бесконечно эксплуатировать имя Тарковского. Рано или поздно кто-то начнет чувствовать, что его «играют втемную». Ни бомонд, ни СМИ не являются питательной средой, которая может обеспечить автономное существование фестиваля. Журналистам нужны ньюсмейкеры и эксперты. Нужны кинокритики: язвительные, странного вида субъекты, которым будет интересно смотреть кино, и обсуждать потом его в своих журналах, альманахах, рубриках и колонках. Только они сварят тот «суп», из которого будут черпать все остальные. Правда, для этого нужно еще кое-что (самая малость) – тяжелый и кропотливый отбор фильмов, которых не очень много.