Премьер Путин, выступая на конференции «Единой России», предложил, чтобы все чиновники отчитывались не только о доходах, но и о расходах. Спрашивается, зачем? Чтобы удовлетворить любопытство электората и при необходимости отдать ему на растерзание наименее ценного члена экипажа?
По идее, разница между доходами и расходами (если вторые превышают первые, разумеется) должна быть причиной возбуждения уголовного дела, не говоря уже об отстранении от должности. Это подразумевается как моральными нормами современного западного общества, так и (что более важно) законодательными нормами. В России на этот счет нет ни традиции, ни законодательной нормы. В их отсутствии предложение Путина так и останется предвыборной декларацией.
Но даже если уголовная ответственность за «незаконное обогащение» будет предусмотрена, нет никаких оснований, что она будет применена. Ведь дело не в отсутствии норм – здесь наша страна выглядит вполне цивилизованно, и наши законы достаточны и по качеству, и по количеству. Дело в том, что вопрос их применения не является сам по себе нормой, он подчиняется воле отдельных участников, которые зачастую сами и должны быть фигурантами расследования.
Декларация о расходах не станет системной мерой борьбы с коррупцией. Это лишь упрочит вертикаль внутри органов власти, сделав основную массу бюрократов и партийных функционеров более управляемой и контролируемой, правда, отнюдь не обществом, а их вождями.