Ритуальные заклинания на тему: «Мы договоримся, кто из нас пойдет в президенты» все еще актуальны.
И президент, и премьер сохраняют хорошую мину при плохой игре. Но для обоих отказ баллотироваться в президенты России в 2012 году немыслим.
Для Путина это означало бы отказ от власти, которую он по-прежнему сохраняет и от которой, судя по его заявлениям, планам и поступкам, он отказываться не собирается.
Для Медведева отказ от следующего президентства – это унижение и тяжелейшая психологическая травма.
Готовность временно замещать престолонаследие и «греть место» для своего старшего товарища можно объяснить и перетерпеть только в одном случае – надеждой получить все, то есть реальное президентство.
Если Дмитрий Медведев станет следующим президентом, то он уже получит всю полноту власти, вне зависимости от фигуры председателя правительства.
Если Дмитрий Медведев станет следующим президентом, то у Владимира Путина уже не будет никакой власти, вне зависимости от занимаемой им должности.
У обоих есть только одна возможность соблюсти приличия и не доводить дело до скандала. Это заявить, что процедура «полюбовного» решения, кому из них быть президентом плавно перейдет в выборную стадию. И так, мол, и задумывалось.
Путин, конечно же, надеялся, что его фальш-преемник уступит ему место. Этим объясняется и выбор Медведева, как (вроде бы) наименее опасного конкурента. Но, в реальности, рассчитывать на такой исход было, безусловно, глупо.
2012 год ожидает быть одним из самых конкурентных в новейшей истории России. Возможно, даже более конкурентным, чем 1996-й.